МИР КАК ЕДИНОЕ. Онтология Ивана Переверзина. Истоки творчества писателя. Рецензия Геннадия Рязанцева-Седогина на повесть «Капитоновка» из книги прозы Ивана Переверзина «Хождение за правами» (М.: Вече, 2018, 672 с.). В мировой литературе есть три художественных произведения, которые по своему внутреннему содержанию соответствуют названию «Портрет художника в юности». Известного современного писателя Ивана Переверзина, создавшего удивительное по красоте и смыслам произведение в прозе – «Капитоновка», - на мой взгляд, можно поставить в ряд этих классиков мировой художественной литературы, и тоже условно назвать его повесть - «Портрет художника в юности».
  Опубликовано: 19.09.18

МИР КАК ЕДИНОЕ. Онтология Ивана Переверзина. Истоки творчества писателя.

Рецензия Геннадия Рязанцева-Седогина на повесть «Капитоновка» из книги прозы Ивана Переверзина «Хождение за правами» (М.: Вече, 2018, 672 с.)

  

Но утешаюсь я от века тем,

Что созерцаю стройность мироздания.

Хоть человек забыл своё предание,

В творение Бог красноречиво нем.

                            Геннадий Рязанцев-Седогин

 

Постижение себя и мира, как «подвижного покоя», переход от хаоса к космосу и есть то таинственное, вечно совершаемое со–бытие, которое заставляет в любой попытке осмысления понять мир как Единое.

                            Геннадий Рязанцев-Седогин

В мировой литературе есть три художественных произведения, которые по своему внутреннему содержанию соответствуют названию «Портрет художника в юности». Но только один автор осмелился впрямую приоткрыть содержание своего творения через название своего романа,- это ирландский писатель Джеймс Джойс. Двое других, не менее известных в мировой литературе писателей, назвали свои бессмертные произведения именами главных героев,- это «Тонио Крёгер», повесть немецкого писателя Томаса Манна и роман «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, русского классика и первого лауреата Нобелевской Премии в области литературы из России.

Известного современного писателя Ивана Переверзина, создавшего удивительное по красоте и смыслам произведение в прозе – «Капитоновка», - на мой взгляд, можно поставить в ряд этих классиков мировой художественной литературы, и тоже условно назвать его повесть - «Портрет художника в юности».

Я не ставлю перед собой задачи сравнивать эти разные по форме, смыслам и стилистике книги, - на это потребовалось бы слишком много времени и места, но не могу обойти некоторые важные характеристики, делающие эти произведения схожими. В них приоткрывается тайна природы творчества таких разных, но таких великих писателей, объединённых темой созерцания и открытия жизни в ранней поре её существования – детстве. И как эта главная, на мой взгляд, пора жизни человека через чувственное восприятие мира формирует будущего большого художника.

Стивен Дедал, главный герой романа Джеймса Джойса «Портрет художника в юности», вспоминает, как отец рассказывал ему сказку про мальчика Бу-Бу и корову Му-Му, как мама играла ему на рояле матросский танец, а он плясал. В школе в приготовительном классе Стивен – один из лучших учеников. Детей удивляет его странное имя, третьеклассник Уэллс часто дразнит его, а однажды даже сталкивает в очко уборной за то, что Стивен не захотел обменять свою маленькую табакерку на его игральную

кость, которой он сорок раз выиграл в бабки. Его отправляют в привилегированный Иезуитский колледж Клонгоуз, где он погружается в полное одиночество среди окружающих его сверстников.

«На больших спортивных площадках толпились мальчики. Все кричали, и воспитатели их громко поддерживали. Вечерний воздух был бледный и прохладный, после каждой атаки и удара футбольный лоснящийся кожаный шар, как тяжёлая птица, взлетал в сером свете. Он (Стивен – прим. Автора.) топтался в самом хвосте своей команды, подальше от воспитателя, подальше от грубых ног, и время от времени делал вид, что бегает. Он чувствовал себя маленьким и слабым среди толпы играющих, и глаза у него были слабые и слезились. Роди Кикем не такой: он будет капитаном третьей команды…»

Стивен Дедал не участвует в жизни, он её созерцает и анализирует. Он потом, став писателем, об этом напишет.

«Вокруг него началась свалка из-за меча и, страшась этих горящих глаз и грязных башмаков, он нагнулся и стал смотреть мальчикам под ноги. Они дрались, пыхтели, и ноги их топали, толкались и брыкались. Потом жёлтые ботинки Джека Льтена наподдали мяч и все другие ботинки и ноги ринулись за ним. Он пробежал немножко и остановился. Не стоило бежать…»

В будущем он будет стараться выразить себя в той или иной форме жизни или искусства так полно и свободно, как может, защищаясь лишь тем оружием, которое считает для себя возможным – молчанием, изгнанием и хитроумием.

«Искусство – это способность человека к рациональному или чувственному восприятию предмета с эстетической целью».

Стивену Дедалу близок термин Луиджи Гальвани – «завороженность сердца». И уже тогда в детстве, отрочестве и юности Джеймс Джойс через своего героя выражает судьбоносную мысль для всего своего последующего творчества: «Ему было горько сознавать себя, что он навсегда останется только робким гостем на празднике мировой культуры».

Потом Джойс напишет и опубликует роман «Улисс», принесший ему мировую известность и «Поминки по Финнегану». И мы не найдём ни одного человека в мире, который прочитал бы этот роман от начала и до конца.

Тонио Крёгеру, главному герою повести Томаса Манна «Тонио Крёгер», потомку бюргерского рода, талантливому мастеру стиха, однако, чувствующему себя неприкаянным и ненужным. Главная беда его не в том, что окружающий мир чужд ему, а в том, что он сам чужд окружающему миру. Маленький Тонио Крёгер судит Кнаака (персонаж повести – прим. Автора) как художник, пристально заглядывая в глубину его простой, уродливо гримаснической натуры: «Его глаза не проникают в глубь вещей – там слишком много сложного и печального; они знают только одно, что они карие и красивые! Поэтому-то он и держится так горделиво. Конечно, не надо быть глупцом, чтобы выступать столь осанисто, но зато таких людей любят, а значит они достойны любви. Тонио прекрасно понимал, почему

Инге, прелестная белокурая Инге (любя её он пришёл заниматься танцами - прим. Автора), не сводит глаз с господина Кнаака».

Размышляя как маленький художник над природой человека, Тонио по рассеяности затесался в круг четырёх девушек и станцевал вместе с ними женскую фигуру «мулине для четырёх дам». Его подняли на смех, в том числе Инге…

Тонио восторженно смотрит на Ганса, своего приятеля, «Статный, широкоплечий, узкобёдрый, с открытым и ясным взглядом серо-голубых глаз, он был очень хорош собою...

Рот и подбородок Тонио отличались необыкновенно мягкими очертаниями. Походка у него была небрежная и неровная, тогда как стройные ноги Ганса, обтянутые чёрными чулками, ступали упруго и чётко».

Заложено ли одиночество художника в самой природе искусства? Тонио Крёгер склонен думать, что это именно так. И Тонио обнаруживает «дух», который есть в нём самом и который заставляет его встать на путь искусства, в то время как в Гансе Гансене и в Ингеморе Хольм (Инге, - при. Автора), он наблюдает и приветствует «жизнь», как раз то самое, чего лишён он сам – художник, созерцатель и сторонний наблюдатель жизни и людей.

Но ему в будущем хочется написать такое произведение, которое потрясло бы Ганса и Инге! Но художник пишет и говорит для одних, а его читателями станут другие – страдающие, как и он, робкие и чувствительные. Для решительных, жизнерадостных Ганса и Инге творчество Тонио Крёгера и его устремления к «духу» абсолютно, ничего не значат. Ведь они и так живут полнокровной «жизнью», счастливой и радостной, им и так всего хватает.

Зачем в таком случае нужна ещё литература?

Русская художница Лизавета Ивановна (персонаж повести, - прим. Автора) полемизирует с Тонио Крёгером:

«По вашему, выходит, что целительное, освещающее воздействие литературы, преодоление страстей посредством познания и слова, литература как путь ко всепониманию, ко всепрощению и любви, что спасительная власть языка, дух писателя как высшее проявление человеческого духа вообще, литератор как совершенный человек, как святой – только фикция?..»

И, наконец, мы приблизились к третьему, из четырёх разбираемых нами произведений, к «Жизни Арсеньева» Великого русского писателя Ивана Бунина, плотность изобразительного ряда этого романа такова, что поражает воображение своей детальной созерцательностью жизни и что мы в изобилии встретим также на страницах повести Ивана Переверзина «Капитоновка».

«Подражая подпаску,- размышляет герой автобиографического романа «Жизнь Арсеньева»,- можно было запастись подсолёной коркой чёрного хлеба и есть длинные зелёные стручки лука с серыми зернистыми махорчиками на остриях, красную редиску, белую редьку, маленькие, шершавые и бугристые огурчики, которые так приятно было искать, шурша под бесконечными ползучими плетями, лежащими на рассыпчатых грядках… На что нам было всё это, разве голодны мы были? Нет, конечно,

но мы за этой трапезой, сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, из чего создан мир».

Как по-русски хорошо и по-родному пишет Иван Бунин, и как отличается его стилистика от западно-европейских художников?!

«О, как я уже чувствовал это божественное великолепие мира и Бога, над ним царящего и его создавшего с такой полнотой и силой величественности!».

«Потом мрак, огонь, ураган, обломанный ливень с трескучим градом, всё и всюду металось, трепетало, казалось гибнущим, в доме у нас закрывали и завесили окна, зажгли «страстную» восковую свечу перед чёрными иконами в старых серебряных ризах, крестились и повторяли: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!».

Современная литература, став плоской, давно испытывает онтологический голод. Скользя по поверхности жизни, она не погружается в существо её. Отсутствие в литературе метафизического измерения ощущает и читатель, уставший от праздного веселья и пошлой житейской «мудрости».

Бог первопричина красоты всего мироздания. Русское искусство это знало всегда. Первое слово напечатанное для славянских народов было Слово Истины. Это запечатлелось в душе и сознании русского народа. Он впитал это и запомнил на все времена.

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога…» Вот эта серьёзность и онтологичность Слова – определило нашу культуру как словообразующую, как смыслообразующую.

«Будьте как дети…»,- говорит Христос.

Ибо детство – это чистая, незамутнённая страстями–мучителями природа человека. Вера ребёнка чиста. «Зло созерцается не в естестве созданий,- пишет преподобный Максим Исповедник,- но в погрешительном и неразумном их движении».

В природе ребёнка нет зла. Зла и Бог не создавал. Оно явилось в свободной, тварно-конечной человеческой воле.

Наши исследуемые писатели понимали, что детство это время невольного или, скорее, органичного самосознания, узнавания и понимания своего места в мире. О, как много зависит от переживаний, впечатлений, полученных в детстве! Особенно для судьбы художника!

Иван Переверзин возвращает русскую литературу, через непосредственные и живые переживания ребёнка, в лоно богоданного восприятия мира.

«А плавать на лодочке, любовно называемой «веточкой», мне сразу же понравилось настолько, что я всё больше и больше времени отдавал речке. Во-первых, гребя размеренно и попеременно двухлопастным веслом, упрямо поднимаясь вверх по течению я проявлял при этом огромное количество усилий, когда мышцы словно натянутые струны, звенят от напряжения, когда жарко хватаешь ртом раскалившийся за день от яркого солнца воздух, как пойманная и вытащенная на берег рыбина, когда не понять, какой уже по

счёту солёный пот, как ливневые струи, напрочь застилает глаза, мне становилось так торжествующе радостно, что хотелось во весь голос петь. Во-вторых, поднявшись до самого большого в округе,- примерно километр в диаметре!- озера Круглого, полностью открытого человеческому взору извне, то есть как бы лежащего на ладони, ибо вокруг него, кроме вездесущих на севере камышей да обоюдоострой, как кинжал, осоки, никакой другой, более крупной растительности, к примеру, сосен или берёз, почему-то не росло, я оказывался в такой умиротворённой природной тишине, нарушаемой лишь всплесками воды от играющей рыбы, что невольно хотелось от охватившего душу покоя погрузиться в глубинное раздумье, словно предчувствовал, что, когда вырасту и стану писателем, это будет моим обычным природным состоянием».

Когда Иван Бунин пишет «…что сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, из чего создан мир», он как бы говорит, повторяя за святыми отцами, что в тайне творения Своим замыслом присутствует и Сам Творец.

И детское переживание умиления от соприкосновения с живой природой у Ивана Переверзина, воскрешает слова Великого отца Преподобного Исаака Сирина: «Умиление есть возгорание сердца о всём творении»…

Сложность, или, точнее, свыше данная богатая природа человека, говорит о божественном отпечатке на ней. Человек носит на себе начатки всей вселенной, он соотносится с ней, логосы всего бытия находят в нём своё отражение. Поэтому святитель Василий Великий говорит: «Нет нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как в малом каком мире ты усмотришь великую премудрость своего Создателя».

В другом месте святитель Василий Великий прямо говорит, что «Душа есть подобие неба, так как в ней обитает Господь; плоть же составлена из земли, и в ней обитают смертные люди и бессловесные животные».

А раз есть смертные люди, по Василию Великому, стоящие в одном ряду с бессловесными животными, то значит есть и бессмертные! Из этого утверждения видно, что образ Божий в человеке не есть субстанциональное качество, что-то заложенное и уже готовое в дивном складе человека. Это есть как раз задача, необходимость, через творчество раскрыть в себе своё творческое начало.

Вот как описывает Иван Переверзин жизнь своей матери, которая уподобившись первым человекам, украшает, совершенно естественно, прикладывая к этому не мало трудов и вовлекая всё семейство, райский сад, оставленный Творцом.

«Моя мать, Нина Петровна, была очень большой любительницей разнообразных, заботливо выращиваемых в домашних условиях цветов. Обычно сажала их в небольшие глиняные горшки и потом украшала ими все, сделанные плотниками специально широкими, подоконники. Самые же крупные и раскидистые, словно небольшие лесные деревья, высаживала в кадушки, которые отцом устанавливались на обычных табуретках возле

гостиных и кухонных окон, через которые в летнее время видимым потоком чуть ли не до противоположной стены лился яркий солнечный свет, оставляя на крашеном дощатом полу сполоховое свечение… Каждое растение имело свой срок и окрас цветения. Поэтому даже суровой зимой, хоть в одной комнате, но наступала «весенняя» пора с нежным ароматом, исходящим от растений. Но этого влюблённой в растениеводство матери явно не хватало. Ближе к весне она на обыкновенной пустой бутылке крутила из газет своеобразные стаканчики, которые заполняла, ещё с осени запасённой и хранившейся в подполе перегнойной землёй, и сажала в неё семена сезонных цветов. В самом начале лета, когда можно было не бояться внезапных ночных заморозков, высаживала, уже подросшие цветы в прямоугольные ровные грядки, которые я по её строгой просьбе старательно вскапывал в огороде. И даже на летней веранде, служившей с весны и до середины осени столовой, сбитые отцом вдоль наружных стен узкие короба мать сеяла непокорный, непрерывно стремящийся вверх, к солнцу и дождевой влаге, вьюн. И он в течение месяца по натянутому шпагату вымахивал до самого потолка, надёжно защищая веранду от жгучих солнечных лучей, прогревавших вешний воздух до тридцати пяти градусов».

С «молоком матери» писатель впитывал это бережное отношение к окружающему миру, ибо Бог устроил этот мир, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице достигнуть другого мира. «Всё от Бога имеет своё бытие и существование,- говорит преп. Симеон Новый Богослов,- и всё, прежде бытия находится в Его творческом уме; первообразы всех вещей находятся там внутри», и внимательный взгляд ребёнка прозревает этот идеальный мир своим чистым зрением. Чтобы не внести порчи и зла в самый замысел Божий о мире и чтобы объяснить возможность тварно-свободной жизни в мире, надо для правильного решения космологической темы в творчестве признать существование «двойного лика в идеальной форме: есть идеальная сторона в космосе, принадлежащая ему и следовательно сотворённая, но есть идеальный образ мира и в Боге, сопринадлежащий Его трансцендентному бытию»,- говорит святитель Григорий Палама.- «Бог трансцендентен не только реальной, но и идеальной стороне космоса»,- добавляет святитель.

Но писатель Иван Переверзин не останавливается только на созерцательном аспекте в восприятии мира, для него важно совместить свои духовные переживания, переживания красоты и гармонии жизни, а красота понятие духовное, она есть воспоминание о Рае, с самой жизнью, чтобы не оказаться в состоянии Стивена Дедала, впавшего в гордыню, или Тонио Крёгера, не находящего путей отождествления жизни и искусства.

И здесь важно отметить несколько аспектов в творчестве писателя Ивана Переверзина:

Постижение природы, её живых явлений. Растворение и отождествление себя с ней в умилительном, созерцательном восторге…

Наблюдение за своими внутренними душевно-духовными и психофизическими состояниями…

Послушание отцам и дедам, принятие традиции народа и существование в ней, ибо традиция и есть сама жизнь, организованная, упорядоченная жизнь, противостоящая хаосу ложных представлений, и искажённой жизни…

«Я, забившись в угол своей гостевой комнаты, где провёл столько счастливых дней, то немного успокаиваясь, то вновь, по-ребячески хлюпая сопливым носом, плакал. Плакал так горько, как можно только плакать при потере очень любимого и дорогого человека…

Когда я стал учиться в кангаласской школе, то дорога из дома в посёлке Капитоновка к школе проходила мимо кладбища, вдоль самого подножья могильной сопки. И я очень часто, особенно с ранней солнечной весны до дождливой осени, в глубоком одиночестве приходил навестить своего дядю. В грустной, тягостной тишине, нарушаемой лишь тихим пением сладкоголосых птиц, бережно клал на могильный холмик букет полевых цветов, сорванных по дороге на одном из многочисленных аласов. С сильной горечью и острой болью снова и снова переживал потерю родного человека – и мне неумолимо казалось, что после каждого посещения кладбища я становился взрослее»…

Маленький Ваня сталкивается с несправедливостью жизни и самой смертью, которая открывает ему совершенно другое, глубинное измерение человека и его призвания. Господь творит человека от преизбытка Своей Любви с целью сделать его участником божественных благ. После премудрого создания мира и выполнение всего творческого плана во всех деталях осталось увенчать это творение. Всё богатство твари было уже готово, но не было ещё, кому всем этим воспользоваться, и сотворён был человек…

Наш маленький герой видит через события жизни трагическое начало в человеческой судьбе, избравшей не доброе, исходящее от Бога, а злое, посеянное Диаволом в этом мире. Он чувствует, что человек не только принадлежит Богу, но в своей свободе может избрать зло.

«Уже в летящем над бескрайними таёжными просторами якутской земли пассажирском двухмоторном самолёте я держал на руках заботливо завёрнутого в пелёнки в тёплое одеяльце своего нежданного, но такого родного «братишку», с глубокой, не сразу проходящей грустью откровенно думал о превратностях жизни человеческой. В общем-то ошеломляющая правда, неожиданно услышанная от отца о старшей сестре Тамаре, в один миг сделала меня не только взрослее, но и мудрее. О насильнике и бывшем зэке, отсидевшем за убийство на Крайнем Севере пятнадцать лет, я если и думал, то без мстительной обиды и жёсткой мести. Пусть сегодня он живёт счастливо, сумев на зло судьбе создать семью, обзавестись дочками-красавицами. Пуст!.. Но как когда-то страшный карающий меч правосудия настиг его, так и за то, что он сделал с моей старшей сестрой, уверен,

незримый меч Божий неотвратимо и жестоко покарает его! Иначе быть не может – по определению свыше»…

Ваня не судит насильника, а премудро оставляет этот Суд Создателю. Он чувствует всю сложность и трагичность взрослой человеческой природы, представляющей собой неразгаданную тайну. Насколько трудно определить то самое существенное и вместе с тем сокровенное, что есть в человеке,- есть божественный образ. «Кто уразумел свой собственный ум?- спрашивает святитель Григорий Нисский.- Уразумели ли люди себя самих?». Если нельзя познать Первообраз, то и образ этого Первообраза, то есть сам человек не доступен уразумению.

Тем не менее мы призываемся к внутреннему самоуглублению, к напряжению своего духовного взгляда, в сокровенный мир нашей души. Трудно постичь внутренний смысл, сокровенный замысел нашего создания, но, если углубиться в созерцание своей внутренней сущности, то нам не может не открыться «некое устроение страшное и неудобообъяснимое, содержащее в себе изображение многих сокровенных тайн Божиих» (Святитель Григорий Нисский).

Отсюда берёт своё начало переверзенский символический реализм! И ничто не должно служить запретом искать эти отображения бытия. Искать их надо в той стороне человеческого бытия, по которой они отличаются от природы, то есть в разумной сфере. Сказано же: «…душа есть подобие Божие, и поэтому всё чуждое Богу не входит в определение души, так как в вещах различных не может сохраняться подобное».- Святитель Григорий Нисский.

Здесь мы приблизились к третьему и главному аспекту спасительной для современного времени прозы писателя Ивана Переверзина,- послушание отцам и дедам, принятие традиций народа…

«В ста метрах от дома лесника начинался густо поросший мелколесьем и кустами разнообразных ягод глубокий распадок. Он на протяжении почти километра уходил к самой вершине сопки, на которой рос сосновый и лиственный лес… Со стародавних времён, ещё до приезда русских, местное население каждой ранней весной семьями на всю зиму заготавливало в этом смешанном лесу дрова. Деревья валили при помощи двуручных пил, ветки крон остро наточенными топорами обрубали и складывали в кучи, чтобы поздней осенью с выпадом первого постоянного снега сжечь. Стволы этими пилами распиливали на чурки определённой длинны и, расколов их колуном на несколько частей, складывали в длинные, но не выше полутора метров поленницы. В течение короткого северного, но очень жаркого, порой даже знойного, как в азиатской пустыне, лета заготовленные дрова высыхали до такой степени, что при растопке печи вспыхивали как порох, а с весёлым треском разогревшись, выделяли огромное количество тепла. После того как сильный мороз сковывал в кость суглинистую, а местами даже болотистую почву, а распадок заваливало большим снегом,

к лесным делянкам для вывоза дров поселковые мужчины согласно торили конными санями дорогу»…

Без соборного сознания и без соборного труда на севере человеку не выжить. Не выжить и плохому человеку среди суровой природы. Этот общий труд, общенародное дело направлены на сбережение и сохранение жизни.

«Оглядываясь в памяти на тот период своей жизни, скажу честно, мне совсем не было обидно от того, что в то время, когда я под палящим солнцем, атакуемый со всех сторон проклятыми комарами и мошкарой, не разгибаясь, с утра до позднего вечера, а мои счастливые сверстники в это время рядом, , за рекой – в каких-то двухстах шагах от меня играли в любимые игры: футбол, лапту, городки, купались с весёлым шумом, визгом в реке, загорали на тёплом, даже горячем береговом крупнозернистом, со слюдяными чешуйками, блестящими на солнце, как маленькие серебряные звёздочки, предусмотрительно укрывшись от комаров специальной лёгкой и мелкой сеткой. И сейчас, спустя более полувека, я об этом нисколько не сожалею… О той трудной, но, можно сказать, судьбоносной поре я спустя несколько лет написал… стихи:

Снова дождик прошёл стороной,

Не видать ни росинки нигде,

Каждый лист увядает больной,

Засыхает с мечтой о воде…


Это всё – у великой реки,

Это – рядом с фарватером дней…?

Близки всходы,- но так далеки

От прибрежных зелёных камней.


Я с ведром упаду на меже,

Непосильной работой убит,

Точно ратник, чья кровь на ноже,

В нужный час, словно дождь, прошумит…»

Всю свою человеческую и писательскую жизнь Иван Переверзин понимает загадочность человека и трагизм его природы, жертвы постоянных конфликтов и контрастов. Как естество глаз не может себя видеть, так и человеку себя не узнать и не разгадать. «Легче узнать небо, чем самого себя»- говорит святитель Григорий Палама. Настоящая и глубокая литература, не может миновать эту иероглифичность человека. Это «познай самого себя» останется навсегда неразрешимой загадкой. Но ключ к разрешению этой загадки лежит в нашем младенчестве и отрочестве, когда рождается «портрет художника», который уподобляясь Творцу будет способен создавать новый мир, подобный образу преходящего мира, но отличающийся от него своим бессмертием, запечатлённым в слове…

«Так наша семья оказалась за сто километров… в старинном посёлке охотников, лесозаготовителей и сельхозников «Нюя», вытянувшимся вдоль реки могучей, величественной Лены, на её высоком, крутолобом песчаном берегу со своими рубленными «в лапу» из медных сосновых брёвен домами-пятистенками, с узорчатыми крашеными оконными рамами и ставнями, с побелёнными палисадниками, в которых росли берёзы и всевозможные ягодные кусты, а также рябина и черёмуха, особенно красивая в своём белом весеннем наряде из распустившихся с жаркими июньскими лучами духмянных цветов. Мне бы радоваться новому месту жительства, новым друзьям, новой прекрасной школе… но я долгими вечерами, как заговорённый, всё вспоминал и вспоминал капитоновское житьё – слишком много и хорошего, и плохого было связано с ним, но главное – всё и хорошее и плохое оказалось для меня судьбоносно-определяющим и потому таким незабываемым, таким до сладкой боли дорогим по сей день. И, может быть, без родной Капитоновки я не стал бы тем, кем ныне стал, и, может, вообще не дожил бы до дней сегодняшних, пусть и не могу однозначно назвать их счастливыми... Незабвенная Капитоновка – изначалье вдохновенной жизни моей – и иной жизни мне не надо! Это великое, дорогое чувство я, назло убегающему времени став известным поэтом, постарался выразить во всю силу ниспосланного мне самим Господом таланта…».

Любовное и почтительное отношение к человеку, светлый взгляд на его вечное прославленное состояние и вообще на его высокое назначение характерно для Ивана Переверзина. Он концентрирует внимание современной литературы на теме о разумности человеческой природы, о божественном происхождении души человека и о его конечной судьбе. К сожалению, этот символический реализм, как особое мировосприятие свойственное творчеству Ивана Переверзина, медленно принимается и усваивается современными писателями. Это мировоззрение раскрывается, опираясь на опыт классической русской литературы, в особенности девятнадцатого века, как совершенное и абсолютное откровение о мире, как Всеедином Целом, как о мировой гармонии, объединяемой и охватываемой Любовью.

В творчестве писателя этот божественный прекрасный космос, пронизанный лучами Божества, логосами, отражающими Божественный Логос, отражается в каждой части мироздания, в каждой капле этого мира, отражается весь, повторяется бесчисленное количество раз, воспринимается логосами человеческими, ему сообразными и объединёнными тоже силой любви. Особенное и чудное видение, которое можно охарактеризовать как космическое общее дело. Всё живое сливается в едином хоре оды «К радости».

Хрестоматийный взгляд привык говорить о человеке, как о «микрокосме», но у Ивана Переверзина, который в акте творческого познания «вскрывает» этот мир (слово Ивана Переверзина,- прим. Автора), в символико-реалистич

настоящий смысл. Всматриваясь в человека Иван Переверзин видит в нём весь мир, всё мировое Целое, всё премирное, добытийственное, и проникает в то, что доступно художественности человеческого умозрения. Его не интересует натуралистическая психология всех времён от древних философов до школьных психологов наших дней. Писатель Иван Переверзин не придаёт этому никакого значения. Не вопросы памяти, внимания, восприятие, ассоциаций и прочее, волнуют его, он в движении своих героев, исследует подлинное устроение человека, которое может быть воспринято только символически-реалистично. Это тот особый язык небесных откровений, который воспринимается не школьно, не теоретически, а внутренним ощущением, «онтологическим катарсисом» ума и души. (Вспомним слова Д.С. Лихачёва. Он говорил, что сказки Пушкина влияют на душу ребёнка так, как вся педагогика вместе взятая). Это художественный язык, понятный только людям наделённым талантом прозрения, которые за видимыми вещами, видят присутствие мира иррационального, бессмертного, говорящего о иной действительности, отражением которой в нашей душе и природе являются феномены детской психологии.

В высшем же смысле творчество Ивана Переверзина заключается в том, чтобы «вскрывать» эту жизнь, возвещая читателям о её неизмеримых глубинах. Святитель Григорий Палама прямо об этом говорит, словно определяя возвышенную задачу для писателя: «Разумная природа человека пришла в бытие, чтобы богатство божественных благ не осталась втуне».

Разрешение этой задачи служит средством внутреннего приближения к Богу и является одним из методов богопознания. Оно помогает внутреннему духовному опыту. Ибо человек остаётся криптограммой, которую рациональному сознанию не дано расшифровать…

Художественное слово Ивана Переверзина созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природы. Творит некоторый второй мир, в малом великий…

      Протоиерей Геннадий РЯЗАНЦЕВ-СЕДОГИН,

лауреат Всероссийской Литературной Премии имени Святого Благоверного князя Александра Невского.

вернуться к списку
ОЛГ № 9(106), сентябрь 2018; Антология одного стихотворения №22, Журнал «Поэзия. Двадцать первый век от Рождества Христова» № 1/2018
Общеписательская Литературная газета № 9 (сентябрь), 2018
Антология одного стихотворения №22
Журнал «Поэзия. Двадцать первый век от Рождества Христова» № 1/2018

Последние обновления:

15.10.2018. Международное сообщество писательских союзов поздравляет председателя "Ассоциации русских писателей Республики Молдова" Олесю Геннадьевну Рудягину с присуждением ей литературной премии Есенинского комитета Республики Молдова 2018 года. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2842

14.10.2018. 14 октября 2018 года исполнилось 80 лет известному детскому писателю, лауреату премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества Владиславу Крапивину. Исполком МСПС поздравляет Владислава Петровича с юбилеем, желает ему многая благая лета и новых творческих достижений. Вашему вниманию предлагается интервью В.П. Крапивина. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2841 

13.10.2018. 6 октября 2018 года в Луганске прошёл 7-ой отчётно-выборный съезд Межрегионального союза писателей. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2840

12.10.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов сердечно поздравляет известного литературного критика, поэта и общественного деятеля Ларису Георгиевну Баранову-Гонченко с юбилеем! >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2839

10.10.2018. Начат приём заявок на участие в юбилейной, двадцатой по счёту, Всероссийской литературной премии имени Павла Бажова  >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2838

09.10.2018. Вышел в свет ежегодный (уже пятый по счёту) международный литературный альманах «Славянская лира». В альманахе опубликованы произведения членов жюри, почётных гостей, победителей и финалистов Международного литературного форума «Славянская лира-2018», который недавно прошёл в Минске при поддержке Международного сообщества писательских союзов. >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2837

 08.10.2018Пётр КРАСНОВ. Лев Толстой и крестьянский голод >>> http://m-s-p-s.ru/news/2836

07.10.2018. Поэт с «Острова молчания». Памяти замечательного русского поэта  Ивана Исаева (1938-2005) >>> http://m-s-p-s.ru/news/2835

06.10.2018. ПИСАТЕЛЬ – ДЕБЮТ В ГАЗЕТЕ. Видеоурок от Анны Гранатовой. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2834

05.10.2018. Члены Исполкома МСПС участвовали в Международном фестивале русской литературы «Пушкинская горка» в Молдавии и Приднестровье. Вашему вниманию предлагаются: хронология фестиваля, фоторепортаж, а также личные впечатления поэта, прозаика и эссеиста, участника фестиваля Станислава Минакова.  >>> http://m-s-p-s.ru/news/2833

04.10.2018. Иван Тургенев: русский ответ откладывается. Культурно-исторические типы Запада и Россия. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2832 

03.10.2018. Недавно в МСПС состоялась церемония награждения победителей детского конкурса хайку «Цветик-семицветик». Логическим продолжением этого стало создание в Подмосковье детской литературной студии краткостиший, которая отныне работает под эгидой Московской областной организации Союза писателей России и Международного сообщества писательских союзов. >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2831

02.10.2018. На заседании конкурсных комиссий определены короткие списки (шорт листы) московских областных литературных премий имени Роберта Рождественского (поэзия) и Михаила Пришвина (проза, краеведение) 2018 года. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2830

01.10.2018. Творческий визит Марселя Салимова в Китайскую Народную Республику >>> http://m-s-p-s.ru/news/2829

30.09.2018. Подмосковные писатели совершили творческую поездку к своим болгарским коллегам. От Международного сообщества писательских союзов во встречах с болгарскими писателями участвовал заместитель председателя Московской областной организации Союза писателей России Сергей Антипов, который поделился своими впечатлениями. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2828

29.09.2018. 20 сентября состоялось событие, которого русская общественность ждала давно. На доме в Москве, в котором композитор Георгий Васильевич Свиридов жил три десятилетия, до самой кончины, с 1968 по 1998 годы, была открыта мемориальная доска. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2827

28.09.2018. В Московском доме национальностей прошёл круглый стол на тему: «Народная дипломатия в деле укрепления межнационального мира и согласия». >>> http://m-s-p-s.ru/news/2826

27.09.2018. В Москве, в актовом зале гостиницы «Севастополь» состоялся очередной российско-афганский литературный вечер, организованный Центром диаспор Афганистана, посвящённый памяти и творчеству двух гениальных поэтов: афганского – Пир Мохаммада Какара и русского – Александра Сергеевича Пушкина. >>> http://www.m-s-p-s.ru/news/2825

27.09.2018. Советская власть дала писателям всё, а нынешняя, в лице Росимущества, отбирает последнее. И вот прошёл год после решения суда об изъятии Дома творчества писателей «Голицыно» в государственную собственность. Каковы же успехи Росимущества в деле сохранения этого бывшего писательского, а ныне государственного имущества? >>> http://m-s-p-s.ru/news/2824

26.09.2018. Новым министром культуры Московской области назначена Нармин Ширалиева >>> http://m-s-p-s.ru/news/2822

25.09.2018. В конференц-зале Международного сообщества писательских союзов прошла презентация липецкого литературного журнала "Петровский мост", посвящённая 10-летию со дня выхода первого номера издания. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2821

24.09.2018. Публикуем воспоминания «Любовь и опора писателя Распутина», написанные для будущей книги обозревателем газеты «Правда» Виктором Кожемяко о Светлане Ивановне - супруге Валентина Григорьевича Распутина. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2820

23.09.2018. В рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов издательство «Вече» в серии «Сибириада» выпустило книгу Льва Трутнева «Живи и радуйся» (М.: Вече, 2018 – 544 с.). >>> http://m-s-p-s.ru/news/2819

22.09.2018. Обзор русской литературной маринистики за последние два века представляет известный прозаик-маринист, вице-президент Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, ведущий редактор военно-художественной студии писателей Центрального Дома Российской Армии, редактор отдела литературы и искусства журнала Минобороны России «Морской сборник», капитан 1 ранга Владимир Шигин. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2818

21.09.2018. По многочисленным заявкам почитателей таланта и по причине затянувшегося лета творческий концерт  Виктора Пеленягрэ переносится с 22 сентября на 02 декабря 2018 года. Все купленные билеты на 22-е сентября будут действительны 02-го декабря сего года. Читать полностью  >>>http://m-s-p-s.ru/news/2817

20.09.2018. Учреждена новая литературная премия «Антоновка. 40+» в память поэта, прозаика, драматурга и критика Алексея Константиновича Антонова, преподавателя Литературного института им. А.М. Горького, его учениками и последователями. Премия вручается авторам старше 40 лет, пишущим на русском языке, вне зависимости от гражданства, страны проживания и национальной принадлежности в номинациях: поэзия, проза, драматургия, литературная критика, «Приз читательских симпатий». >>> http://m-s-p-s.ru/news/2816

19.09.2018. МИР КАК ЕДИНОЕ. Онтология Ивана Переверзина. Истоки творчества писателя. Рецензия Геннадия Рязанцева-Седогина на повесть «Капитоновка» из книги прозы Ивана Переверзина «Хождение за правами» (М.: Вече, 2018, 672 с.).     В мировой литературе есть три художественных произведения, которые по своему внутреннему содержанию соответствуют  названию «Портрет художника в юности». Известного современного писателя Ивана Переверзина, создавшего удивительное по красоте и смыслам произведение в прозе – «Капитоновка», - на мой взгляд, можно поставить в ряд этих классиков мировой художественной литературы, и тоже условно  назвать его повесть - «Портрет художника в юности».  >>> http://m-s-p-s.ru/news/2815

18.09.2018. Не дожив всего неделю до своего 95-летия, скончался известный советский украинский писатель-фронтовик, лауреат Государственной премии УСССР им. Т.Г. Шевченко, премии «Прохоровское поле» (Россия) и др., кавалер орденов Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы, медалей «За отвагу», «За взятие Берлина» Александр Александрович Сизоненко. Исполком МСПС выражает свои глубокие соболезнования родным и близким писателя. Слово прощания от российских писателей   >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2814

17.09.2018. В конференц-зале Дома Ростовых состоялась церемония награждения и мастер-класс по рисованию тушью в японской художественной традиции для победителей детского конкурса хайку «Цветик-семицветик», проведённого Международной ассоциацией «Мастера поэтической миниатюры», Международным сообществом писательских союзов, Московской областной организацией Союза писателей России, подмосковным издательством «Серебро слов» и сайтом http://www.haiku-konkurs.ru в перекрёстный год Японии в России и России в Японии. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2813

 

16.09.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов с глубоким прискорбием сообщает, что 16 сентября 2018 года на 70-м году жизни скончался выдающийся русский писатель, историк, литературовед и общественный деятель Николай Михайлович Коняев, и выражает свои искренние соболезнования его родным, близким и коллегам. В статье приведены: биография писателя, обзор его творчества, библиография и два интервью. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2812

15.09.2018. Международное сообщество писательских союзов и Московская областная организация Союза писателей России выпустили в свет очередной номер литературно-художественного и культурно-просветительского журнала «Поэзия. Двадцать первый век от Рождества Христова»  (№ 1/2018, объём – 272 стр., тираж – 500 экз., формат – А5). Содержание журнала и ссылка на Pdf-файл журнала >>> http://m-s-p-s.ru/news/2811

14.09.2016. Писатели и журналисты России и всего мира приглашаются к участию в Международном журналистском конкурсе «Золотой курай», посвящённом 100-летию Башкортостана и 100-летию Мустая Карима. Призы по 100, 70, 50 тысяч рублей. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2810

13.09.2018. В Нижнем Новгороде прошёл «Фестиваль Нижегородской книги», собравший под крышей областной универсальной научной библиотеки писателей, краеведов, издателей, библиографов и библиофилов. >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2809

12.09.2018. Известный российский и башкирский писатель-сатирик, поэт и публицист  Марсель Салимов (Мар. Салим)удостоен звания лауреата Евразийской международной премией в области культуры, литературы и науки. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2808

10.09.2018. Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области  опубликовало имена победителей Оренбургской областной литературной премии имени С.Т. Аксакова 2018 года. Имена лауреатов, Положение о премии >>> http://m-s-p-s.ru/news/2806

09.09.2018. Известный русский писатель и депутат Государственной Думы от КПРФ Сергей Шаргунов 7 сентября дебютировал на телеканале «Россия 24» с двенадцатиминутной авторской программой «Двенадцать», в которой он рассказывает о самых значимых для себя событиях последней недели.  >>> http://m-s-p-s.ru/news/2805

08.09.2018. Российско-китайское литературное сотрудничество возобновлено усилиями Международного сообщества писательских союзов. Стали регулярными встречи русских и китайских писателей, в Китае недавно вышла на китайском языке книга стихотворений Ивана Переверзина, сейчас уже почти готовы к изданию 4 книги современных русских прозаиков в переводе на китайский язык, а журнал «Наш современник» №8/2018 опубликовал два рассказа и подборку стихов современных китайских писателей. >>>   http://m-s-p-s.ru/news/2804

07.09.2018. 10-11 сентября в Нижегородской областной универсальной библиотеке пройдёт Фестиваль нижегородской книги >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2803

 03.09.2018. Капитан 1 ранга Владимир Шигин: «СЛОВО И ДЕЛО ВАЛЕНТИНА ПИКУЛЯ» >>> http://m-s-p-s.ru/news/2801

01.09.2018. С 27 по 31 августа 2018 года в Казани у Центра семьи «Казан» прошёл первый Фестиваль национальных литератур народов России, на  котором были представлены литературные достижения нашей многонациональной страны. http://m-s-p-s.ru/news/2800

31.08.2018. Вышел из печати очередной номер «Общеписательской литературной газеты» № 8, август 2018. Содержание газеты и ссылка на pdf-файл газеты. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2799

30.08.2018. Объявлен список номинантов московских областных губернаторских литературных премий имени Роберта Рождественского (поэзия) и Михаила Пришвина (проза, краеведение) 2018 года: Списки номинантов, состав жюри и информация о премиях. >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2798

28.08.2018. Лев Котюков. За гранью, или Попытка исповеди (эссе) >>> http://m-s-p-s.ru/news/2797

26.08.2018. в Доме культуры «Энергетик» города Набережные Челны состоялся литературно-музыкальный вечер «Под небом высоким», посвящённый 10-летию выхода одноимённой антологии челнинской поэзии (1969-2008), 50-летию начала строительства КамАЗа и Дню города Набережные Челны. В сборник вошли поэтические произведения первостроителей КАМАЗа и выдающихся советских поэтов  о великой стройке  >> http://m-s-p-s.ru/news/2795

25.08.2018. 22 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя впервые пройдёт творческий вечер-концерт выдающегося поэта современности Виктра Пеленягрэ "Как упоительны в России вечера" >>> http://m-s-p-s.ru/news/2794

24.08.2018. Чувашские писатели пошли в народ. Выездное заседание правления Союза профессиональных писателей Чувашской Республики было проведено в Яльчикском районе Чувашии. >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2793

23.08.2018. В нижегородском издательстве «Вертикаль. XXI век» из печати книга «Лишенцы Нижегородского края (1918-1936 гг.)». >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2792

22.08.2018. Музыкальные манкурты: зачем уничтожают Дом звукозаписи на Малой Никитской. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2791  

20.08.2018. Вышла новая книга стихотворений самарской поэтессы Татьяны Коковиной «Стансы для двоих» (Самара, 2018, 56 с.). Публикуем предисловие известного поэта, Секретаря Союза писателей России Евгения Семичева к этой книге. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2790

19.08.2018. В серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия» вышла биография Валентина Пикуля. Каким был Пикуль — человек, писатель, друг, — тепло и доверительно рассказывает в книге его жена и соратница Антонина Пикуль, которая в своём интервью рассказывает о муже и вышедшей книге. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2789

17.08.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов с глубоким прискорбием сообщает, что 16 августа 2018 года 94-м году жизни скончался выдающийся русский писатель, ветеран Великой Отечественной войны, фронтовик, полковник в отставке Юрий Тарасович Грибов. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2788

16.08.2018. «Мародёры нашей истории». Сопредседатель Союза писателей России Сергей Котькало рассказывает о том, как российские СМИ принижают подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2787

15.08.2018. В Литературном музее им. К.В. Иванова в столице Чувашии городе Чебоксары состоялся мастер-класс «Литературный десерт». Кексы на мастер-классе были приготовлены по рецепту Софьи Толстой – супруги Льва Николаевича Толстого. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2786

14.08.2018. «Россия еще не погибла, пока мы живы, друзья!». Почему мы вновь и вновь вспоминаем писателя Владимира Солоухина. Солоухин зрил в корень. Проницательным острым взглядом, чуткой душой проник он еще в 1960 годы и в законы времени, и в тайну беззакония… >>http://www.m-s-p-s.ru/news/2785

13.08.2018Подведены итоги конкурсов, проведённых в рамках поэтического фестиваля «Словенское поле – 2018».  >>> http://m-s-p-s.ru/news/2784

12.08.2018. Стартовал проект «Литературный ужин по рецептам классиков у них дома». Чем угощал гостей Пришвин? Какое блюдо было любимым у Пастернака? Какую кухню предпочитал Маяковский? «Литературный ужин» — это необычный поход в музей классика русской литературы, сочетание экскурсии и званого ужина. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2783

10.08.2018В городе Вязники Владимирской области, на родине выдающегося русского советского поэта Алексея Фатьянова, состоялся 45-й Всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни, в рамках которого прошло вручение наград лауреатам Всероссийской литературной премия «Соловьи, соловьи...» им. А.И. Фатьянова и Владимирской областной премии имени Алексея Фатьянова в области литературы и искусства. >>>  http://m-s-p-s.ru/news/2782 

09.08.2018Редкий случай в нынешнее время, когда писатель постоянно ведёт дневник. Именно честный дневник, а не страницу в социальной сети, где делится творческими находками или литературными новостями.  Председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерий Поздняков  без прикрас рассказывает о литературной жизни в глубинке, о взаимоотношениях с московским литературным начальством, о своих переживаниях… Читать 3-ю часть его дневника «Не делайтесь рабами человеков. 2017 год» >>> http://m-s-p-s.ru/news/2781

08.08.2018. Прозаик Валерий Поволяев стал лауреатом Государственной премии России имени Г.К. Жукова  в области литературы и искусства. В статье – информация о вручении премии, Положение о Госпремии им. Г.К. Жукова и биография Валерия Поволяева  >>> http://m-s-p-s.ru/news/2780

07.08.2018. Оренбургский Дом литераторов им. С.Т. Аксакова приглашает молодых писателей России (с 18 до 35 лет) принять участие в семинаре «Мы выросли в России – 2018» (22-22 сентября, Оренбург). >>> http://m-s-p-s.ru/news/2779

06.08.2018. 150-летие великого русского писателя Ивана Бунина отметят в 2020 году на государственном уровне. >>> http://m-s-p-s.ru/news/2778

05.08.2018. Названы лауреаты премии города Москвы в области литературы и искусства за 2018 год. В трёх номинациях награды были вручены за литературную деятельность. >>> http://www.m-s-p-s.ru/news/2777

04.08.2018. В Тверском Доме поэзии установлен бюст Андрея Дементьева. http://m-s-p-s.ru/news/2776

03.08.2018. 3 августа исполнилось 85 лет со дня рождения замечательного русского писателя, председателя Союза писателей России (1994-2018) Валерия Николаевича Ганичева, скончавшегося 8 июля 2018 г. Валерий Ганичев оставил богатое духовное наследие. Прежде всего, это  ежегодно переиздающиеся его книги: «Адмирал Ушаков» и «Росс непобедимый», но непреходящее значение имеют и его интервью (см. http://m-s-p-s.ru/news/2758),  и письма, в частности – открытое письмо тюменскому писателю Сергею Козлову, опубликованное в журнале «Наш современник» №3/2009, которое мы предлагаем к ознакомлению.  http://m-s-p-s.ru/news/2775 

02.08.2018. Объявлен конкурс рассказов о первой любви «ЛЮБОВЬ, ТУРГЕНЕВ, ЛЕТО» (к 200-летию И.С. Тургенева).  http://m-s-p-s.ru/news/2774

01.08.2018. Награды победителям – издание книг в издательской программе МСПС!  http://m-s-p-s.ru/news/2773

31.07.2018Вышел из печати очередной номер «Общеписательской литературной газеты» № 7, июль 2018. Содержание «Общеписательской литературной газеты» № 7/2018 и ссылка на pdf-файл газеты. http://m-s-p-s.ru/news/2772

30.07.2018. В Бузулукском районе Оренбуржья открыли памятник Гавриилу Державину, построенный на народные деньги. http://m-s-p-s.ru/news/2771

29.07.2018. Лауреатами литературной премии Первого Международного литературного Тургеневского конкурса "Бежин луг" 2018 года признаны поэт из Оренбурга Виталий Молчанов и прозаик из Тульской области Александр Евсюков. http://m-s-p-s.ru/news/2770

28.07.2018. Литературный конкурс памяти Константина Симонова, организованный Союзом писателей Беларуси, приглашает к участию всех желающих. http://m-s-p-s.ru/news/2769

27.07.2018. В Тульской области открыт памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу. Это уже третий (!) монумент великому русскому писателю на его родине. http://m-s-p-s.ru/news/2768

25.07.2018. О поэтическом празднике в Уфе, посвящённом 125-летию со дня рождения выдающегося советского поэта Владимира Маяковского рассказывает руководитель секции сатиры и юмора Союза писателей Башкортостана, Заслуженный работник культуры РФ и Башкирской ССР, кавалер ордена В.В. Маяковского Марсель САЛИМОВ. http://m-s-p-s.ru/news/2767

24.07.2018Прозаик из России Анна Старобинец признана лауреатом премии Европейского общества научной фантастики (ESFS) в номинации «Лучший писатель». http://m-s-p-s.ru/news/2766

23.07.2018. В Нижнем Новгороде вышел журнала «Вертикаль. XXI век» № 54/2018. Предлагаем обзор журнала. http://m-s-p-s.ru/news/2765 

21.07.2018. На Акуловой горе в подмосковном Пушкино на Даче-музее В.В. Маяковского прошёл ежегодный семинар руководителей литобъединений, организованный Московской областной организацией Союза писателей России под патронажем МСПС. Репортаж о мероприятии с историей памятных литературных мест в Пушкино. http://m-s-p-s.ru/news/2764

19.07.2018. 19 июля – день памяти писателя, Героя России полковника ВДВ Александра Васильевича Маргелова. http://m-s-p-s.ru/news/2763

16.07.2018. Предлагаем к прочтению 2-ю часть дневника русского писателя, председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова за 2017 год. http://m-s-p-s.ru/news/2762

14.07.2018. Вечер памяти Андрея Дементьева на даче Паустовского в подмосковном городе Пушкино. http://m-s-p-s.ru/news/2761

12.07.2018. Юбилейный творческий вечер поэта и переводчика, члена Союза писателей Азербайджана и Союза писателей России Султана Мерзили, приуроченный к его 70-летию. http://m-s-p-s.ru/news/2760

11.07.2018В рамках издательской программы МСПС вышла из печати Антология одного стихотворения «Золотая строка Московии» № 22, являющаяся приложением к журналу «ПОЭЗИЯ. Двадцать первый век от Рождества Христова», также издаваемому МСПС. Анонс выпуска и PDF-файл. http://m-s-p-s.ru/news/2759

09.07.2018. 8 июля 2018 года на 85-м году жизни скончался Валерий Николаевич Ганичев. Публикуем его биографию и одно из самых глубоких интервью с ним, опубликованное в ноябре 2006 года в газете "Московия литературная", из которого становится понятна роль Валерия Николаевича в возрождении русского самосознания в советское и постсоветское время. http://m-s-p-s.ru/news/2758

08.07.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов сердечно поздравляет известного российского писателя, историка и юриста Александра Григорьевича Звягинцева с 70-летним юбилеем и желает ему крепкого здоровья, семейного благополучия и новых творческих достижений! http://m-s-p-s.ru/news/2757

06.07.2018. К 90-летию со дня рождения выдающегося русского советского писателя Валентина Пикуля (13.07.1928-16.07.1990). Статья «ПЕРОМ и ШПАГОЙ». http://m-s-p-s.ru/news/2756

03.07.2018. Предлагаем к прочтению дневник русского писателя, председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова. http://m-s-p-s.ru/news/2754

02.07.2017. 22 июня 2018 г. Басманный районный суд города Москвы закрыл уголовное дело, целью которого было доказать, что писатели владеют Домом Ростовых незаконно и что наш писательский Дом нужно отдать Росимуществу. Подробности – в статье заместителя председателя МСПС Владимира Середина. http://m-s-p-s.ru/news/2753

30.06.2018Вышел из печати очередной номер «Общеписательской литературной газеты» № 6, июнь 2018. Содержание номера и ссылка на pdf-файлhttp://m-s-p-s.ru/news/2755  

29.06.2017«Ода русскому слову» – книга о Семёне Шуртакове. http://m-s-p-s.ru/news/2752

28.06.2018. Новое интервью Сергея Шаргуноваhttp://m-s-p-s.ru/news/2750

26.06.2018. ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПОЭТА СОВРЕМЕННОСТИ АНДРЕЯ ДЕМЕНТЬЕВА. Большое эссе и редкие архивные фотографии. http://m-s-p-s.ru/news/2749

25.06.2018. СУДЬБА ПИСАТЕЛЯ-ВЕТЕРАНА… К 100-летию со дня рождения русского писателя из Днепропетровска Дмитрия Зуба. http://m-s-p-s.ru/news/2748

19.06.2018. Чествование поэта-витязя Валерия Латынина в связи с 65-летиемhttp://m-s-p-s.ru/news/2751

10.06.2018. Писатели города на Днепре почтили гения русской поэзии А.С. Пушкина в день его рождения. http://m-s-p-s.ru/news/2747

06.06.2018. В городе Видное Московской области прошла церемония награждения московской областной литературной премии имени Евгения Зубова. Это – старейшая и одна из самых престижных литературных премий Московской областиhttp://www.m-s-p-s.ru/news/2745

05.06.2018Чем не устраивает Россия коммерчески успешного российско-грузинского писателя Бориса Чхартишвили (Акунина)? Его книгами завалены все прилавки. Здесь он стал знаменитым и богатым. И хотя его опусы многие резко критиковали, никто ему «творить» не мешал. Если бы его книги не покупали, смог бы он обосноваться во Франции? http://www.m-s-p-s.ru/news/2743

04.06.2018Как прошёл Пушкинский праздник поэзии в Большом Болдино, что интересного увидели там наши поэты, какой подарок преподнесло Международное сообщество писательских союзов музею-заповеднику А.С.Пушкина «Болдино» - об этом читайте в репортаже известной поэтессы Дианы Кан. http://www.m-s-p-s.ru/news/2742

03.06.2018Новый номер журнала «Поэзия. XXI век от Рождества Христова» (№1/2018), выпускаемого в рамках издательской программы МСПС, был представлен на Красной площади. Кто из подмосковных писателей читал стихи на главной площади страны? Как подмосковичи отблагодарили руководство Союза писателей России за возможность работать на стенде Союза? – об этом читайте в статье http://www.m-s-p-s.ru/news/2741

02.06.2018Как живёт русский писатель в провинции? Что сердце его тревожит? Какие думы одолевают? Об этом лучше всего расскажут его дневники. Предлагаем вам фрагмент из готовящейся к изданию книги литературного дневника «Искры потухающих костров. Разворачивая свиток времени» председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова. http://www.m-s-p-s.ru/news/2740

01.06.2018. Писателям с одной фамилией 130 лет на двоих. Народному писателю Чувашии Денису Гордееву – 80 лет, а его дочери – поэту, художнице и журналисту Светлане Гордеевой – 50. http://www.m-s-p-s.ru/news/2739

31.05.2018Вышел из печати очередной номер «Общеписательской литературной газеты» (№ 5, май 2018)http://www.m-s-p-s.ru/news/2737

28.05.2018. Памяти русского поэта и патриота из Днепропетровска, ветерана Великой Отечественной войны, кавалера ордена Богдана Хмельницкого, полковника Николая Милаша. http://www.m-s-p-s.ru/news/2738  

27.05.2018. Исследование романа М.Шолохова «Тихий Дон» и проблемы казачества системным методом, опираясь одновременно на филологию, историю, философию, психологию, этнографию, привело доктора философии Анну Гранатову к интересным выводам, ибо попытка увидеть в казачестве лишь "историю",  или "военное дело", или "фольклор", или "литературные символы" (что сейчас и принято) приводят к поверхностным суждениям. http://www.m-s-p-s.ru/news/2736

25.05.2018. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2018 года стали Владимир Костров, Константин Ковалев-Случевский, Виктор Потанин. http://www.m-s-p-s.ru/news/2734

23.05.2018Кузбасские писатели высказались против чиновничьего бескультурья и диктата. http://m-s-p-s.ru/news/2735

19.05.2018. Очередное общее годовое собрание МСПС: финансовые показатели растут, увеличиваются расходы на издательские программы и помощь писателям. http://www.m-s-p-s.ru/news/2733

18.05.2018. Смердяковы наших дней. Как российские либерал-литераторы поносят Россию в западных СМИ. http://m-s-p-s.ru/news/2732  

17.05.2018. В Казани состоялся творческий вечер видного башкирского писателя-сатирика Марселя Салимова. http://m-s-p-s.ru/news/2731

16.05.2018В Москве открылся Культурный центр Андрея Вознесенского http://m-s-p-s.ru/news/2730

15.05.2018Круглый стол: «Тема подвига в детском литературном творчестве» http://m-s-p-s.ru/news/2729

14.05.2018На скрижалях времени. По страницам литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век». http://m-s-p-s.ru/news/2728

13.05.2018. А полковник-то не настоящий! Поэт Владимир Кучерь (Москва) делится своими впечатлениями о XV съезде Союза писателей России. http://m-s-p-s.ru/news/2727

12.05.2018Леонид БОРОДИН: «СЧИТАЮ СЕБЯ РУСИСТОМ». Интервью главного редактора газеты «День литературы» Владимира БОНДАРЕНКО с выдающимся русским писателем современности Леонидом БородинымК 80-летию со дня рождения Леонида Бородина (1938-2011) (Из архива «Дня литературы» №4(68),  2002 г.) http://m-s-p-s.ru/news/2726

11.05.2018. Беспрецедентное для постсоветских стран по уровню поддержки писателей и литературы Постановление подписал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев. Многие российские писатели мечтают о чём-то подобном. Правда, когда наше государство в лице советника Президента России В.И. Толстого предложило на XV съезде Союза писателей России избрать председателем Союза Сергея Шаргунова, большинство делегатов с негодованием отвергли это предложение, лишив себя и обещанной материальной помощи.Странные люди – наши писатели (прежде всего, делегаты Съезда): с одной стороны постоянно упрекают государство в отсутствии помощи, а с другой стороны «плюют в руку», предлагающую эту помощь…  http://m-s-p-s.ru/news/2725

11.05.2018. Народный поэт Узбекистана Сирожиддин Саййид возглавил Союз писателей Узбекистана и будет воплощать в жизнь беспрецедентную по масштабам программу поддержки писателей, принятую накануне Президентом Республики.  http://m-s-p-s.ru/news/2724

10.05.2018. Станислав Куняев рассказывает о том, как Вячеслав Огрызко (главред «Литературной России») де-факто стал идеологом нынешнего Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2723

09.05.2018. Гениальная эпитафия Сергея Михалкова «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» – история создания. http://m-s-p-s.ru/news/2722  

08.05.2018Поэтессы-казачки представили свои стихи на презентации альманаха «Казачка» – первого в истории России поэтического сборника женской казачьей поэзии. Читайте репортаж об этой презентации, а также исторический экскурс, посвящённый русским казачкам.  http://m-s-p-s.ru/news/2721

07.05.2018При организационной поддержке Нижегородской областной организации Союза писателей России подготовлена к печати книга «Гражданская война и Нижегородский край» http://m-s-p-s.ru/news/2720

06.05.2018. Новым председателем Союза писателей Казахстана избран поэт Улугбек Есдаулет. http://m-s-p-s.ru/news/2719

05.05.2018Известный прозаик, Секретарь Союза писателей России, вице-президент Международной ассоциации прокуроров Александр Звягинцев представил в Совете Европы фильм Константина Хабенского "Собибор", в котором сам выступил в качестве креативного и ассоциативного продюсера. http://m-s-p-s.ru/news/2718

04.05.2017Первое Всероссийское собрание маринистов – деятелей литературы и искусства. http://m-s-p-s.ru/news/2717

03.05.2018Вышел в свет первый в 2018 году номер журнала нижегородской писательской организации «Вертикаль. ХХI век» (№ 53, 2018 г.) http://m-s-p-s.ru/news/2716

02.05.2018Оренбургскую областную писательскую организацию возглавил Владимир Напольнов. http://m-s-p-s.ru/news/2715

01.05.2018Военные писатели в Доме Ростовых. http://m-s-p-s.ru/news/2714  

30.04.2018Своими впечатлениями о XV съезде Союза писателей России делится председатель Правления Волгоградской региональной организации Союза писателей России Александр ЦУКАНОВhttp://m-s-p-s.ru/news/2713

29.04.2018. Книга "Приключения барона Мюнхгаузена на Полюсе холода", написанная главным редактором «Общеписательской литературной газеты», поэтом, прозаиком и драматургом Владимиром Фёдоровым, успешно продаётся в Германии и других странах (через интернет-магазин Amazon).  http://m-s-p-s.ru/news/2712

28.04.2018. Новый издательский проект МСПС и Московской областной организации Союза писателей России – альманах «Казачка». http://m-s-p-s.ru/news/2711

27.04.2018Газета «Московский комсомолец» опубликовала рецензию на роман Ивана Переверзина «На ленских берегах». http://m-s-p-s.ru/news/2710

26.04.2018«Первые». Премьера фильма по пьесе главного редактора «Общеписательской литературной газеты» Владимира Фёдороваhttp://m-s-p-s.ru/news/2709

25.04.2018Вышел из печати очередной номер «Общеписательской литературной газеты» (№ 4, апрель 2018). Обзор номера и ссылка для скачивания. http://m-s-p-s.ru/news/2708

24.04.2018. Обзор литературного журнала «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» (журнал нижегородских писателей) № 52, 2017 год http://m-s-p-s.ru/news/2707 

23.04.2018. Русский мiръ в Риме. О выставке в Италии выпускников Академии Ильи Глазуноваhttp://m-s-p-s.ru/news/2706  

23.04.2018. Крепость талантов «Сухумской крепости». В МСПС прошла презентация сборника стихотворений поэтов Абхазии «Сухумская крепость» на русском языке, изданного в рамках литературного проекта МСПС «Поэты в переводах». http://m-s-p-s.ru/news/2705

22.04.2018. Два с лишним года продолжается разнузданная травля пятнадцати старейших и самых авторитетных писателей Оренбуржья. Что же ставят им в вину, чем они так насолили нынешнему руководству Союза писателей России? Об этом рассказывает оренбургский поэт Виталий Молчанов. http://m-s-p-s.ru/news/2704

21.04.2018. Депутат Госдумы и известный писатель Сергей Шаргунов выступил на всеармейском съезде писателей  http://m-s-p-s.ru/news/2703

20.04.2018. Библиотека имени Н.А. Некрасова открыла новый сайт своих оцифрованных фондов http://m-s-p-s.ru/news/2702

19.04.2018. Электронное издательство Bookscriptor учредило литературную премию http://m-s-p-s.ru/news/2701

18.04.2018. Историк Алексей Толочко: «История любит мерзавцев» (почему попытки пропустить украинскую историю через националистический фильтр во многом объясняет случившуюся в стране трагедию) http://m-s-p-s.ru/news/2700

17.04.2018. Писатель-орденоносец из Челябинской области Александр Ушков о событиях вокруг XV съезда Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2699

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Окончание статьи http://m-s-p-s.ru/news/2698

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Начало статьи http://m-s-p-s.ru/news/2697

15.04.2018. Исполком МСПС поздравляет Андрея Дмитриевича Дементьева с вручением ему литературной премии Минобороны России! http://m-s-p-s.ru/news/2696

14.04.2018. Стартовал Всероссийский конкурс "Самый читающий регион" – 2018 http://m-s-p-s.ru/news/2695

13.04.2018. Международный литературный форум «Славянская лира-2018» (Беларусь-Россия-Украина) приглашает http://m-s-p-s.ru/news/2694  

12.04.2018. Памятник писателю Ивану Тургеневу установят в Москве в Хамовниках http://m-s-p-s.ru/news/2692

11.04.2018. В рамках издательской программы МСПС (проект МСПС «Поэты в переводах») в издательстве «У Никитинских ворот» издан сборник абхазских поэтов «Сухумская крепость» http://m-s-p-s.ru/news/2691

11.04.2018. В издательстве «АСТ» вышел сборник малой прозы 1-го заместителя председателя Союза писателей России, депутата Госдумы России Сергея Шаргунова «Свои». Среди героев — как знаменитые предки автора Русановы, так и совершенно посторонние люди. «Потому что все — свои. Потому что всех жалко». О памяти, «головоломке и наставнице», судьбе, ее превратностях и чудесах человеческой стойкости – беседа с писателем http://m-s-p-s.ru/news/2690

10.04.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов поздравляет легенду отечественной журналистики Мэлора Стуруа с 90-летием, желает ему многая благая лета и публикует его новую статью о необычных встречах в Лондоне с Анной Ахматовой и Мариэттой Шагинян http://m-s-p-s.ru/news/2689

10.04.2018. Новости премиального процесса: «Объявлен короткий список соискателей премии «Национальный бестселлер» - 2018» и «Опубликован короткий список номинантов литературной премии Норы Галь 2018 года» http://m-s-p-s.ru/site/41

09.04.2018. Илья Резник вызвал на поэтическую дуэль Андрея Дементьева http://m-s-p-s.ru/news/2688

07.04.2018. Законопроект о замене 50-летнего срока охраны авторских прав произведений, срок которых не истек к 1 января 1993 года, на 25-летний срок действия авторского права внесен в Госдуму депутатом Олегом Смолиным (КПРФ) http://m-s-p-s.ru/news/2687

06.04.2018. Что происходит с Домом Ростовых (усадьбой Соллогуба) - памятником культуры федерального значения? Ремонтируется ли он? Каковы перспективы усадьбы, в которой располагается Международное сообщество писательских союзов? Об этом - в трёхминутном репортаже программы "Вести" на главном телеканале страны "Россия-1"   http://m-s-p-s.ru/news/2686

04.04.2018. Награды победителям – издание книг в издательской программе МСПС!  Литературный конкурс имени Сергея Михалкова ждёт ваши книги http://m-s-p-s.ru/news/2685

03.04.2018. В рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов вышло собрание сочинений известного мастера слова Ивана Савельева http://m-s-p-s.ru/news/2684

02.04.2018. Не могу молчать! Член Союза писателей СССР (ныне России) с 1977 года Елена Иванова (г. Ставрополь) делится своими впечатлениями о XV съезде СПР http://m-s-p-s.ru/news/2683

29.03.2018. Без надежды на обновление. Член Союза писателей России из Оренбурга Александр Филиппов делится размышлениями об итогах XV съезда СПР http://m-s-p-s.ru/news/2682

29.03.2018. Известный писатель и депутат Госдумы Сергей Шаргунов встал на защиту украинцев, спасающихся в России от преследования украинских силовиковhttp://m-s-p-s.ru/news/2681

29.03.2018. Мнение председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова о XV съезде СПР  http://m-s-p-s.ru/news/2680

28.03.2018. Поэт Диана Кан высказывает своё мнение о XV съезде Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2679

27.03.2018. Станислав Куняев отвечает Николаю Иванову на его заметку о съезде от 22.03.2018  http://m-s-p-s.ru/news/2678

20.03.2018 - 26.03.2018. Станислав Куняев о съезде так называемых "победителей" - XV съезде Союза писателей России:

часть 1 http://m-s-p-s.ru/news/2669 ;

части 2, 3 и 4   http://m-s-p-s.ru/news/2673 ;

часть 5  http://m-s-p-s.ru/news/2674 ;

часть 6   http://m-s-p-s.ru/news/2675;

окончание http://m-s-p-s.ru/news/2676 .

20.03.2018. Роман Ивана Переверзина «На ленских берегах» увидел свет во всемирной серии «100 лучших романов» в издательстве «Вече»  http://m-s-p-s.ru/news/2668

26.08.2018в Доме культуры «Энергетик» города Набережные Челны состоялся литературно-музыкальный вечер «Под небом высоким», посвящённый 10-летию выхода одноимённой антологии челнинской поэзии (1969-2008), 50-летию начала строительства КамАЗа и Дню города Набережные Челны. В сборник вошли поэтические произведения первостроителей КАМАЗа и выдающихся советских поэтов  о великой стройке  >> http://m-s-p-s.ru/news/2795
   
Адрес: Москва, ул. Поварская, 52
Тел.:+7 (495) 691-64-03
E-mail: povarskaja-52@mail.ru
создание сайтов
IT-ГРУППА “ПЕРЕДОВИК-Альянс”