Исследование романа М.Шолохова «Тихий Дон» и проблемы казачества системным методом, опираясь одновременно на филологию, историю, философию, психологию, этнографию, привело доктора философии Анну Гранатову к интересным выводам, ибо попытка увидеть в казачестве лишь "историю", или "военное дело", или "фольклор", или "литературные символы" (что сейчас и принято) приводят к поверхностным суждениям.
  Опубликовано: 27.05.18

 Анна ГРАНАТОВА, доктор философских наук

СЛАВА КАЗАЧЬЯ ДА ЖИЗНЬ СОБАЧЬЯ

В начале мая 2018 г., в канун  празднования дня рождения М.Шолохова, в Геленджике прошла конференция, посвященная культуре казачества. 

 Страсти вокруг казачества

                История казачества еще не написана. Обилие книг в магазинах, со словом "казаки" на обложке не означает глубокого понимания этой темы. Самое знаменитое, пожалуй, литературное произведение о казачестве - "Тихий Дон" Михаила Шолохова. И вряд ли "Тихий Дон", произведение, школьной программы 11 класса, хорошо понимается сегодняшними мало читающими учениками, психологически далекими от ценностей казаков. Кстати, "Тихий Дон" получил противоречивые оценки у литературных критиков. Возможно ли, что казачество было "бандитской шайкой, которой все равно, под какими знаменами воевать, с кого шкуру сдирать, кого вешать - все равно", как пишет в своем эссе "Дикий Дон" современный литературовед Дмитрий Быков. Или же, напротив, казачество "совершило нравственный подвиг", показало "пример героизма и воинской доблести", как утверждает другой современный литературовед Виктор Чалмаев в учебном пособии для школьников "Шолохов в жизни и в творчестве". В.Чалмаев пишет: "Вся стихия местных понятий, цепко привязанных к Дону и к казачьему миропониманию, к природно-языческой панораме мира, резко возвышена рядом других подробностей. Есть гордая "философия дуба", все сокрушительные удары принимающего на себя и в итоге ломающегося, преувеличивая мощь своих корней. А есть "философия камыша", который под ветром клонится туда и сюда, почти прилегает к земле, засыпается ею, но однако же, держит корни свои в ней, выживает. С домом Мелеховым эта однозначность, и "дубовая" и "камышовая", исключаются. Он бывает всяким на протяжении 1912-1921 годов. И даже трагически страшным в финале по своей опустошенности". И вот, совершенно иная позиция Дмитрия Быкова: "Тихий Дон - приговор целому сословию. Настоящая народная трагедия с глубоким смыслом, который открывается единицам.... Эта книга - о зверстве, темноте, чудовищной беспринципности и неразборчивости того самого народа, о котором говорится в народной эпопее". Кто же  из литературоведов прав? Кому и на каком основании верить?

На стыке разных дисциплин или пакости ИМЛИ РАН

                Филология, как гуманитарная наука, субъективна. Личные симпатии и антипатии играют огромную роль. Поэтому, приблизившись к анализу темы казачества в литературе, необходимо сразу же определиться с инструментарием. Среди средств и методов анализа, необходимо искать наиболее объективные, насколько это вообще возможно для данной "науки". К сожалению, в научной среде, и особенно, на уровне специальностей ВАК, не принято работать на междисциплинарном подходе. Паспорт специальности выступает в роли "прокрустова ложа" даже когда объект исследования заведомо шире одной науки. "Узкое", "ВАКовское" академическое литературоведение задает тон и методике преподавания литературы в школе. Ограничить знакомство учеников с "Тихим Доном" в школе текстологическим ракурсом, значит, заведомо провалить эту тему.  Литературный образ казачества, это не метафора и не аллюзия, а масштабное историческое явление. Для знакомства школьников с "Тихим Доном" учителю литературы либо самостоятельно потребуется изучение русской истории начала XX столетия, либо же, урок, посвященной теме "Тихого Дона" следует проводить совместно с учителем истории.

                На мой взгляд, нет ничего удивительного в том, что рукопись Тихого Дона удалось найти, равно как и проделать огромную исследовательскую работу в сфере текстологии не "шолоховской группе" отдела литературы XX  века ИМЛИ РАН, а специалисту без ученой степени, Льву Колодному. Напомним, что Лев Ефимович Колодный, по роду деятельности был москвоведом-архитектором, историком, публицистом, путешественником. Отнюдь не теоретиком литературы. Но именно он сумел проделать ту литературоведческую работу, которая оказалась непосильной  даже для "академиков"-шолоховедов Института мировой литературы Российской академии наук! Его триумф - заслуженный результат междисциплинарной работы, на стыке истории, текстологии, биографической аналитики, с использованием техник, методов и приемов, именуемых  как "журналистское расследование".

                Послушаем самого Льва Ефимовича. "Я рассуждал так. Если совершено литературное преступление, то, как при любом преступлении должны остаться какие-то следы. Доказательства, "вещдоки", как говорят криминалисты. Меня возмущало, что об этой проблеме могли говорить только за границей. Почему молчат о писателе Федоре Крюкове, которого Максим Горький ставил в пример молодым советским писателям?" Примечательно, что ИМЛИ РАН в течение пяти лет не хотел знакомиться с оригинальной рукописью и черновиками, которые удалось найти Льву Колодному, которого "академики" презрительно назвали "журналистом да составителем путеводителей". Однако когда в подлинности найденных рукописей уже не осталось сомнений, то в сообщении ТАСС, а затем, и в других СМИ неожиданно появилась информация, что "научная шолоховская группа Института мировой литературы  обнаружила  подлинную рукопись "Тихого Дона"! Появились восторженное интервью на эту тему и директора ИМЛИ РАН Феликса Кузнецова, выпустившего, кстати, в скором времени и книгу о том, как он лично (!) работал над поиском черновиков романа  М.Шолохова. Разумеется, о Льве Колодным не упоминалось ни слова.  Послушаем, однако, Льва Ефимовича:  "Когда ИМЛИ в 1999 году выкупил рукописи Тихого Дона от имени директора института Ф.Кузнецова и профессора А.Ушакова, прокатилась волна публикаций, где белое называлось черным, история с рукописями преподносилась в извращенном виде"

                В прессе множились сообщения о "сенсационной находке ученых ИМЛИ РАН", и можно лишь изумиться моральным качествам "академиков" с Поварской улицы, желавшим присвоить себе чужой труд! В правомерности этой нелицеприятной для ИМЛИ РАН оценки нет сомнений, ведь "Феликс Кузнецов в своем кабинете в присутствии В.В. Петелина предложил Колодному штатную должность научного сотрудника и высказал мнение, что работа заслуживает присуждения без защиты диссертации научной степени. Но с условием, что директору ИМЛИ со стороны Колодного будет передана ценнейшая инсайдерская информация, - у кого именно хранится рукопись. Кроме того, эта рукопись должна быть передана Колодным в полное распоряжение ИМЛИ". Мы читаем это откровение в книге "Кто написал Тихий Дон".

                Эту историю я привела не столько для того, чтобы  подвергнуть сомнению профессионализм и нравственность ученых ИМЛИ РАН, сколько для того, чтобы проиллюстрировать мысль: и тема казачества, и "Тихий Дон" в частности требуют междисциплинарного подхода, нестандартного видения материала. Тогда случаются подлинные открытия.

                Примечательно, что высокую оценку исследовательской работе Льва Колодного, посвященной текстологическому сравнению рукописи "Тихого Дона" и прозы Федора Крюкова дал опять-таки не профессор-филолог  ИМЛИ РАН или "Шолоховского института" или другого столичного ВУЗа, а  североосетинский профессор Александр Козлов из Владикавказа, один из немногих ученых, умеющих излагать свои мысли популярным, доступным для широкой публики, языком. Человек высочайшей нравственности, как сказано о нем в предисловии к посмертному изданию.  Александр Иванович Козлов подготовил к печати книгу "Правда и мифы о Шолохове", где огромное внимание уделяется русской  истории XX  века, личности Сталина, взаимодействию Шолохова с писательским "цехом", проблематике "расказачивания". Вот справедливое наблюдение Александра Козлова: "Иной раз пытаются представить, что казачество относилось к числу сословий подлежащих упразднению, и уж тем более, не  по этническим мотивам, этносом  казаки не признавались. Главное упиралось в его социально-классовую природу. Донские казаки в отличие от общероссийского крестьянства процентов на 60 являлись зажиточными середняками, и как показал опыт 1918 год, срезу же выступили против аграрных преобразований на основах уравниловки. Именно на этой волне власть оказалась в руках атамана П.Н.Краснова, а создававшаяся им Донская армия, стремительно, как на дрожжах, превратилась в большую ударную силу. (...) И 24 января ЦК РКПб принимает решение о расказачивании. Циркулярное письмо ЦК 29 января направляется на места, в армию- для исполнения".

                Итак, разобраться с таким масштабным историческим  и этнокультурным явлением, как казачество, без обращения к междисциплинарного подхода, невозможно.

А есть ли такой народ, - казаки?

                Тема казачества в литературе, это "Донские рассказы" и "Тихий Дон" М.Шолохова, "Тарас Бульба" Н.Гоголя, "Казаки" Л.Толстого. Но психологические типажи в этих произведениях столь различны, что может создаться впечатление, что повествование ведется о разных социальных группах или даже этносах. Внимательно читая эти произведения, можно ощутить аморфность  и "текучесть" понятия  "казак"  в историческом и географическом плане.

                Мы вынуждены обращаться к истории, как научной дисциплине, чтобы разобраться в 400-летней истории казачества. Шолоховский "Тихий Дон" отражает небольшую, хотя и максимально драматичную страницу в его летописи. История казачества парадоксальна. Необходимо помнить, что Донские земли были получены казачеством как подарок Ивана Грозного за доблестное участие казаков в Ливонской войне. Говоря о казачестве, необходимо помнить, что оно на Руси формировалось из  "вольного", то есть, не состоящего на государственной службе, военного сословия. Первые казаки в географическом плане - выходцы из Рязанской и Московской областей, направляющиеся на юг страны. Там они, организовавшись в конные пограничные отряды и сдерживали татаро-монгольское нашествие.  Не стоит забывать и период развития казачества, когда в ближайшем окружении полководца А.Суворова были казаки, и именно они доблестно проявили себя во время "Итальянского похода". Возникает ряд вопросов, перекликающихся с литературными образами казаков и казачества. Прежде всего - тезаурус, универсальный терминологический инструментарий.

                Валерий Шамбаров, популяризатор истории, войсковой старшина казачьего полка, автор ряда книг, некоторые из которых (например, "Белогвардейщина")  включены в школьную программу по истории, в своей книге "Казачество. История вольной Руси", пишет о том, что "во время Гражданской войны  был развернут геноцид против казачества". Эта фраза не вызвала бы возражений, будь она вопросительной, а не утвердительной.

                Если вспомнить энциклопедическое определение "геноцида" как осознанное  уничтожение народа, то из этого следует, что казачество - это народ. Однако, понятие "народа" предполагает языковую общность и единую территорию, чего никак не скажешь о казачестве. Казаки это особый этнический конгломерат, который сумел вобрать и переплавить разные типы культур, - русской, украинской и т.п. Язык, соответственно, также мог быть и русским, и украинским, включать кубанские и другие диалекты.  Переплавившись в едином социально-этнографическом "котле", появилась новая культура.

                Я не закрываю глаза на циркулярное письмо  ВЦИК от 29 января 1919 года за подписью Я.Свердлова, предписывающую определенную политику в отношении казачества. Однако, терминологическая неточность, а именно, отождествление казачества с народом, позволяет вводить и понятие  "геноцида". Очевидно, что геноцид  не может совершаться против военного сословия. А вот против народа геноцид возможен. Таким образом, делая терминологический "реверанс" в сторону казачества, подняв военное сословие казаков до уровня целого народа, мы одновременно, поменяли содержание исторических фактов. Мы написали несуществующую историю уничтожения целой нации! Возможно, это придает "весомости" теме казачества, однако, историческое содержание нарушается.

                Североосетинский профессор, доктор филологических наук Александр Козлов в своей научно-популярной книге "Правда и мифы о Шолохове" справедливо заметил, что в годы Гражданской войны начала XX века в России велась борьба не с казачеством как отдельным этносом, а как с социальным классом, который не поддерживал решения действующей политической власти и поэтому воевал на стороне ее врагов - Колчака и Деникина. Мотивация казачества - очевидна. Банальные экономические причины. Советская власть провозгласила: "Землю - крестьянам", что было  болезненно воспринято социальной группой, живущей за счет натурального хозяйства, оторванной от средств производства. Риск потери своей земли, означал неминуемо голодную смерть для сословия воинов и пахарей. Отсюда и сопротивление Советской власти, что хорошо отражено в романе Шолохова "Тихий Дон", именно там мы видим, как казаки, обеспокоенные тем, что "коммунисты отберут их землю", выходят на бунт. Политика Советской власти в такой ситуации мало чем отличалась от политики в отношении крестьянства, которое упрямо "держалось за свою землю и другую частную собственность", однако "раскулачивание" никто не именует "геноцидом"! Для любого политолога очевидна истинная  подоплека "казачьих бунтов".

                Задолго до циркулярного письма Я.Свердлова от 29.01.1919 года действующей власти приходилось принимать очень жесткие меры в отношении казачества, и эти прецеденты никогда не расценивались как "геноцид". Вот, к примеру, политика Екатерины  Великой в отношении Запорожской сечи. Просуществовав порядка 250 лет, Запорожская сечь была ликвидирована указом Екатерины II от 14 августа 1775 года и присоединена к Новороссийской губернии. Фактически это означало ассимиляцию запорожских казаков с гражданским населением Новороссийского региона. Основными причинами решения Екатерины были следующее: отсутствие прямой угрозы со стороны Крымского ханства, участие казаков в Пугачевском движении и крестьянской войне 1773-75гг, ожесточенные земельные споры между казачеством и сербскими крестьянами, набеги  и грабежи со стороны запорожских казаков на сербов.

                Однако, страница истории казачества, когда за "измену Империатрице" воевавшие на стороне Емельяна Пугачева казаки попали в немилость у Екатерины Великой, никем из историков не интерпретируется как "геноцид". Почему же аналогичная по своей сути ситуация начала XX века, когда казачество поддержало белогвардейцев, Временное правительство, армии Колчака и Деникина, получило название "геноцида"?

                Казачество, как справедливо заметил современный историк Клим Жуков, отличалось от действующей государственной армии  прежде всего тем, что не имело постоянного жалованья, и вынуждено было себя кормить самостоятельно. Отсюда и своеобразный образ казака как воина и пахаря одновременно. Политические кризисы и войны, в которых создавалась реальная угроза для казаков как землепашцев, вынуждали их брать в руки оружия на стороне тех, кто защищал их земельные наделы.

Военные или хлеборобы?

                Представление о казачестве как самостоятельном народе очень устойчивы. Неряшливые определения, вброшенные литературоведами, например "Тихий Дон - народная эпопея" очень устойчивы. Однако надо понимать, что подобные определения, введенные филологами на уровне метафор, нарушают исторические факты. Народ, как следует из энциклопедии, предполагает у граждан общность генезиса, языка и территории. Казаки же, как правило, это, переселенцы, выходцы из самых разных областей, переместившихся на пограничные земли. Казаков объединяет не язык или территория, не общие предки, а единое дело, профессия, в данном случае - воинская служба на "внештатной" основе. Из-за отсутствия постоянного жалованья, казаки вынуждены были совмещать профессию воина с профессией  земледельца и животновода. Задача эта была не из легких, и казачьи курени, по сути, это домовое хозяйство на две-три-четыре семьи, – служили ее решением. Один в поле не только не воин, но и не земледелец,  и для обработки больших земельных участков требовались силы всех членов семьи, а то и двух-трех семей. Казачья семья, в которую было включено сразу несколько поколений - от младенцев до престарелых дедов, это не особенность Донской культуры, отраженная в романе Шолохова, а вынужденная мера, обусловленная  экономикой крестьянского образа жизни. Кстати, если  мы посмотрим на жизнь современных фермеров, в том числе и зарубежных, то убедимся, что работа на земле - дело командное, фамильно-родовое даже в наши дни, когда земледелец имеет в своем арсенале не только трактора и комбайны вместо лошадей и волов, но и целую палитру сельскохозяйственной "химии" в разы снижающей риск неурожая.

                В те годы, когда  Шолохов работал над "Тихим Доном",  земля была главной кормилицей казаков, однако, наряду с "урожайными" годами нередко случались и голодные. Отток из казачества в другие сословия никогда не прекращался. Чаще всего казаки, не сумевшие приспособиться к традициям своего этнокультурного сословия,  становились крестьянами, мещанами, стремились устроиться на государственную военную службу.

                Менталитет землепашца, животновода и традиции воинской службы сливались в определенную культуру, знакомую нам по военным песням, свадебным фольклорным обрядам. Сама фамилия "Мелеховы", центральной семьи в "Тихом Доне", символична. Нередко ее связывают либо с греческим именем Мелентий (заботливый) или же с  сирийским именем Мелех (царь). Но, учитывая образ жизни Мелеховых, более правильно эту фамилию рассматривать в профессиональном контексте, она того же генезиса, что и Кузнецовы, Сапожниковы, Бочаровы. Если мы изучим топономику  многочисленных  русских деревень под названием Мелихово, то увидим, что они отражали наличие в них мельницы, а то и мукомольного производства. Таким образом, в фамилию Мелеховых заложен не военный, а земледельческий образ  - образ хлебороба! И неслучайно, наверно, возвращаясь в свой хутор, Григорий Мелехов топит винтовку. Неслучайно он в финале "Тихого Дона"  говорит Аксинье "Моим рукам работать надо, а не воевать". Это его приговор той войне, в которую ввязалось казачество, и которая полностью уничтожила и его родной хутор, и его род.

                Заметим, что Гражданская война в России начала XX века сопровождалась трансформацией социальных сословий. Никому не приходит в голову назвать "Вишневый сад" А.П. Чехова реквиемом по умирающему помещичьему классу. А вот "Тихий Дон" М.Шолохова нередко интерпретируют как хронологию печальной гибели казачества. Если обратиться к экономической основе понятия "Донского казачества", то станет очевидно, что оно отразило конфликт старой, аграрной России и прихода новой эры, промышленной революции, захлестнувшей не только Советскую Россию, но и Европу. И в такой новой экономической ситуации, крестьянско-куренное земледелие, конечно же, выглядело архаизмом, как и помещичий вишневый сад.

Тихий Дон - роман-хроника, или роман-эпос?

                Итак, что же собой представляет шолоховский "Тихий Дон"? В литературоведческой среде "Тихий Дон" нередко называют "народной эпопеей". Видимо, по аналогии с романом Льва Толстого. Так, доктор филологических наук Дмитрий Поль назвал "Тихий Дон" "реалистичным эпосом", а литературовед и писатель Дмитрий Быков  назвал тот же роман "народным эпосом". В самом деле, если четырехтомный роман "Война и мир" повествует о войне с Наполеоном 1812 года, то четырехтомный "Тихий Дон" охватывает целых пять военных лет начала XX постреволюционной России. Однако, аналогия - кажущаяся.

                Вряд ли  можно согласиться с тем, что мы имеем дело именно с эпосом. Если мы обратимся к литературоведческому словарю, то увидим, что эпос, это не просто "базовый" жанр, одна из трех ветвей развития литературных форм, наряду с лирикой и драмой, но еще и повествование, отличающееся героическим сюжетом и содержащим целостную картину народной жизни. Мы уже говорили, что казачество не является народом, и именно поэтому, в отличие от "Войны и мир" Л.Толстого, роман М.Шолохова не может называться эпосом. В "Тихом Доне" ведется повествование о достаточно трагичной странице истории Донских казаков.

                "Тихий Дон" содержательно  не является нарративом о героической победе, как того требует эпический жанр. Основа любых эпических произведений - повествование о героических подвигах персонажей, за которыми, как правило, стоит тема власти и политических завоеваний, оформленная в метафорическую форму. Именно так выстроен скандинавский эпос, нартский эпос, русские сказы и былины, также лейтмотив "Иллиады" Гомера. В "Войне и мире" Л.Толстого мы  тоже видим, как политические притязания Наполеона столкнулись с сопротивлением русского народа. Однако этого нет в "Тихом Доне". Неудивительно. Внутригосударственная Гражданская война содержательно отличается от мировой войны, и далека по своей сути от международной политики.

                Одновременно, в "Тихом Доне" доминирует тема, не характерная для героического жанра - традиции земледелия, крестьянской семьи и казачьего дома. Эпос - это история военных подвигов, а не сюжет о возделывании земли. Конечно, иногда эти темы смешиваются, как в метафоре "пшеничного колоса, вырастающего из зерна", и "бессмысленной войны", "мясорубке войны" у А.С-Экзюпери в "Военном летчике", но это прежде всего, литературный прием, стилистическая фигура антитезы, и значимым прецедентом для жанра эпоса эссе А.С-Экзюпери считаться не может.             Одновременно в "Тихом Доне" огромное внимание уделяется именно теме земледелия и традициям крестьянской семьи, работающей на земле. Здесь и образ Ильиничны как хранительницы крестьянского дома, быта и традиций семьи хлеборобов, здесь и образ жены Григория Мелехова - Натальи, которая едва ли не сразу же после "брачной ночи" отправляется на пашню. Для эпоса подобная проблематика не характерна, и неслучайно в эпосе отсутствует образ женщины-матери, а в "Тихом Доне"  он является одним из центровых. Удивительно, что пространные рассуждения об "архетипичной матери" - Василисе Ильиничне Мелеховой, одной из ключевых фигур "Тихого Дона", не заставили профессора Дмитрия Поля, автора докторской диссертации, посвященной "Тихому Дону" как реалистичному эпосу, ощутить логическое противоречие со словом "эпос". Образ матери как хранительницы фамильно-родовых традиций абсолютно не характерен для нарратива эпоса, как повествования о военных подвигах. Едва ли не единственный эпос, где присутствует материнский женский образ - Шатаны (СатАны), приемной матери богатыря Сослана, так это Осетинский эпос об эпическом народе - нартах. Во всех других эпосах женские образы - это подруги - воительницы (Нибелунги), валькирии или же сестры воинов (Махабхарата). И более того, женщина, находящаяся в "возрастной категории" шолоховской Ильиничны, как правило,  в эпосе символизирует опасную и хитрую старуху, с которой воюют герои (Калевала, старуха Лоухи).

                Вспоминая классические эпосы, опирающиеся на народное творчество, мы увидим, сколь далек "Тихий Дон" от этого жанра в своей содержательной основе. Достаточно перечислить Лачплесис (латыши), Калевиопоэг (эстонцы), Калевалу (карело-финские народы), Мастроаву (мордва), Дорвыжы (удмурты), Нартский эпос (горские народы Кавказа), Урал-Батыр (башкиры), Шарвили (лезгины). Все эти произведения рассказывают о победах и завоеваниях.

                Для "Тихого Дона" тема земледелия не менее значима, чем воинской доблести. Диалоги персонажей, посвященные теме труда на земле. Картины сенокоса, пашни, уборки урожая, занимают в "Тихом Доне"  столь большое пространство, что это произведение невозможно назвать "романом о военном геройстве", т.е. эпосом.

                Кроме того, эпос в своей нарративной основе предполагает героическую победу, а  не поражение. Пожалуй, можно назвать лишь одно эпическое произведение, "Песнь о Нибелунгах", с трагичным  финалом, - все его участники погибают. Если мы обратимся к другим классическим эпическим произведениям, то увидим, что финал, при всей драматичности сюжета, как правило, жизнеутверждающе оптимистичен. Достаточно вспомнить древнеегипетскую песнь о Гильгамеше, иранский эпос Шахнаме, карело-финскую Калевалу,  скандинавскую Песнь о Харальде Суровом, русские былины.

Тихий Дон - реквием по казачеству?

                Жанр эпоса априори предполагает триумфальную песнь победителю. Пафос поражения - это нонсенс. Однако, финал "Тихого Дона"  подчеркнуто трагичен. На это обращает внимание и литературовед Виктор Чалмаев: "Едва ли был  еще в русской литературе такой дом где умирали даже матери в миг ожидания ребенка, где завязывались в смертный час мучительные драмы, дом, к которому приходит в финале "Казачий Гамлет" с роковой, загадочной целью, - проститься, найти спасительную смерть под этим "созвездием топора", объяснить себе без слов, одним жестом всепоглощающей любви к сыну. (...) Дом у обрыва, над стремниной Дона." За недосказанностью этого эпизода мы видим. что Григорий Мелехов возвращается в свой родной хутор с полным опустошением в душе. Погибли все люди, составляющие для него смысл земного существования, от большой семьи Мелеховых остался лишь маленький сын Григория - Мишатка.

                Особый трагизм "Тихому Дону" придает поэтапное разрушение женского образа как хранительницы казачьей культуры. Шолохов уничтожил в финале романа даже саму потенцию хранительницы домашнего очага. Вернувшись на хутор, Григорий узнает, что нет больше женщины, которая продолжила бы его род. Полюшка, его дочь, "погибла от глотошной", сообщает Мишатка, (т.е. от той же самой скарлатины, что унесла жизнь и его с Аксиньей совместного ребенка, Танюшки - прим А.Г.),  Ильинична и Наталья погибли еще раньше. Ушла из жизни даже энергичная Дарья. В "Доме над стремниной Дона" наступает пустота. И - отсутствие всякой перспективы. Нет больше женщины как хранительницы родовых традиций и в этом - метафора окончания "казачьей летописи". Да и жизнь самого Григория держится на волоске, амнистию обещали в мае, а он вернулся на хутор ранней весной - фактически, на собственный расстрел.

                Когда  кинорежиссер Сергей Герасимов  работал над съемками своего трехсерийного фильма "Тихий Дон", считающегося "классикой" постановки (сценарий вычитывал и правил сам Шолохов), то первоначальный вариант финала предполагал яркий солнечный день и жизнеутверждающее возвращения Григория на хутор. "Жизнь трагична, но жизнь - продолжается!", хотел сказать кинозрителю Герасимов. Но Шолохов, настоял на другом варианте эпизода, который бы отразил в полной мере трагедию семьи Мелеховых. Режиссер Герасимов вынужден был изменить финал фильма. Таким его зритель и запомнил: разорванная шинель Григория, дикая разруха, пустота хутора, "ледяное" солнце. Сам Шолохов настаивает на "реквиеме" казачеству! Этот пример подчеркивает, что "Тихий Дон" - нарратив не победы, а поражения. Следовательно, героическим эпосом его считать неправильно.  

Старый человек и новые обстоятельства?

                Мы уже подчеркнули значимость междисциплинарного подхода. Однако некоторые современные литературоведы при этом не утруждают себя энциклопедической точностью формулировок. Например, у  профессора Дмитрия Поля в его докторской диссертации, посвященной "Тихому Дону",  Василиса Ильинична Мелехова названа "архетипичной женщиной". Само слово "архетип"  использовано  им ошибочно, как синоним слова "древний", "старинный"! В действительности же, понятие "архетипа", введенном К.Г. Юнгом, отражает "коллективное бессознательное", например. неосознанные страхи, ценности, инстинктивные мотивы действий. Архетипы формируют образы, на основе которых у человека возникают определенные эмоции, что хорошо известно сегодня по избирательным политтехнологиям. Архетипы связаны с потребностями, системной ценностей. Согласно К.Юнгу, все психические процессы подразделяются на рациональные и иррациональные. Архетипы - сфера неосознанных, иррациональных процессов. Именно здесь находится такой феномен, как "интуиция". Базовыми архетипичными установками являются страх, голод, безопасность. К иррациональным формам поведения относится и инстинкт экспансии (завоеваний), власти.  Совершенно непонятно, каким образом "архетипичная Ильинична" отражает подобные установки.

                Архетип символизирует неосознанные потребности, а отнюдь не является синонимом "социального характера" или "литературного типажа". Ошибочно полагать, как Дмитрий Поль, что архетип - это некий статический образ. В действительности, архетип является неосознанным мотивом к движению. Это квинтэссенция жизненной стратегии и сам жизненный путь, что отражено в трудах Клариссы Эстес и Кэрола Пирсона. Но даже если мы обратимся к теории двенадцати базовых архетипичных героев американского психолога Кэрола Пирсона, и попытаемся найти аналогию с самым близким по отношению к Ильиничне мифическим образом, предложенным К.Пирсоном, - Деметрой, то мы и здесь увидим больше противоречий, чем соответствий.

                С точки зрения документальной фактуры, "Тихий Дон" - исторический роман, а учитывая, приведенных на его страницах реальных исторических лиц и расстрельные списки, это в определенной  степени роман-хроника. На протяжении  пяти лет Григорий Мелехов мечется от белых к красным и обратно, – в поисках правды и самого себя. В этом "даосском пути" как раз главного и не оказывается, - понимания своей собственной сущности, своей миссии.  О таких сами казаки говорит: "Не нашего полку - иди к себе, к волку". И потому личность Григория  оказывается раздавлена Гражданской войной. "Если знаешь "зачем", то выдержишь любое "как", утверждают психоаналитики и экзистенциальные психологи, начиная с Виктора Франкла.  Трагедия донских казаков, персонифицированная в Григории Мелехове, в том и состоит, что они не имеют ответов на эти вопросы.

                И все же "Тихий Дон" выходит за рамки словарных определений, как и понятие казачества. В этом романе нет эпического триумфального пафоса, нет "юнгианских" архетипов, но зато встречаются фольклорные мотивы, элементы казачьей культуры. Эти символы восходят к фольклорной традиции, опирающейся на дохристианские мифопредставления о сменах времен года и общий круговорот во вселенной. Это обряды, связанные с земледелием, со свадьбой, с днем весеннего равноденствия, с праздником сбора урожая. До начала Гражданской войны все эти традиции, отраженные в фольклоре, на любую проблему давали готовые ответы. Ильинична была убеждена, что измена мужа - не самое страшное в семье, что надо терпеть ради детей. Так было заведено испокон веков, дети были ценностью. А про "любовь"  вообще не заведено говорить. Аксинья и Григорий устроили идеологическую "революцию" на хуторе. Но от такой революции дети страдают! И как курень, хозяйство, собственность делить? Непросто построить новую семью, а вот адюльтер  - совсем другое дело. В "Тихом Доне" обмен мужьями и женами - дело заурядное. И любовь, в представлении Ильиничны, это никакая не ценность. Истинная ценность - продолжение рода, строительство дома, пашня, коровник, ангар с зерном.

                Фольклор дает в образной форме ответы на базовые экзистенциальные  вопросы. Зачем человек рождается, когда он должен жениться, родить сына, построить дом, выйти на пашню, на покос сена, собрать урожай и.т.п.  Психологу, как архитектору индивидуальной личности, в подобной среде делать нечего. Но вот внезапно пришло новое время и заставило казаков думать своей головой, а не опираться на "устои предков". Оказалось, что иметь "готовые ритуальные схемы поведения" намного проще, чем опираться на свой интеллект и свою индивидуальность. Григорий Мелехов не пришел ни к белым, ни к красным, ни к самому себе. 

                В "Тихом Доне" обрядовость как элемент казачьей культуры хорошо видна в эпизоде свадьбы Григория Мелехова. Одновременно, мы видим и глубоко православные традиции, веру в чудотворную икону, ритуал крещения младенцев, воскресного посещения церкви. Эти культурные традиции сливаются с традициями воинской доблести. Значимо, что не годом своего рождения, а годом присяги измеряют свой возраст старики.

                "Тихий Дон" демонстрирует, как разворачивается судьба человека на фоне истории страны. Человек, воспитанный "в фамильной и родовой традиции" теряется в новом культурном и ценностно- идеологическом пространстве. К этому следует добавить, что страна находится на рубеже смены экономических стратегий, уже свершилась индустриальная революция в Европе, и очевидно, что Советская Россия последует ее примеру.  Примечательно, что  в дилемме "старый человек - новые обстоятельства" у героев Шолохова нет умения "вписаться" в новое время. Слишком сильны "крестьянские устои предков", их мировоззрение, идеология "плуга и лучины" - установки теперь нежизнеспособные, неадекватные новой эпохе "железа, пара, электричества, нефти". В дилемме "старый человек - новые обстоятельства" побеждают обстоятельства. Вся семья Мелеховых погибает, как метафора ухода в небытие своеобразной социальной страты Донских  "воинов и пахарей".

                Конечно, нельзя сказать о том, что с драмой Донского казачества начала XX века, описанной Шолоховым, само казачество как особый этнос, кануло в небытие. Казачество продолжало развиваться по своим, особым и уникальным законам. В силу динамичности этого социально-культурного явления, казачество невозможно поставить в рамки жесткой когнитивной матрицы.

                Казачья история объединила военные традиции и фольклор, народные обряды, связанные  с земледелием, и авторскую песню. Это абсолютно уникальный культурно-этнографический сплав, и этим объясняется безуспешность его осмысления в рамках одной научной дисциплины. Попытка увидеть в казачестве лишь "историю",  или "военное дело", или "фольклор", или "литературные символы" приводят к поверхностным суждениям. О казачестве следует говорить как о многогранном кристалле, каждая из граней которой требует своей научной дисциплины, а все они вместе, как объемная характеристика  - междисциплинареного подхода.

Анна ГРАНАТОВА ,

доктор философских наук

                 Список использованной литературы:

                1. Быков Д.Л./ Советская литература- расширенный курс. М, ПрозаиК, 2015- 575с, см. эссе "Дикий Дон", сс 217- 224  

                2 Чалмаев В.А. / М.А.Шолохов в жизни и творчестве. учебн. пособие для школ, гимназий, колледжей. 5-е изд, М, "Русское слово", 2012 - 160с.    

                3. Колодный Л.Е. / Кто написали "Тихий Дон"? Хроника литературного расследования. М, Алгоритм, 2015, -  400с. 

                4. Козлов А.И. / Правда и мифы о М.А. Шолохове, (пред. С.Хубулова)  Владикавказ, 2012 -  620с

                5. Жуков К.А./Про закон о казачестве. /Исторические ролики Клима Жукова, https://www.youtube.com/

                6  Шамбуров В.Е. / Казачество: История вольной Руси. ― М.: Алгоритм, 2007.―688 с.

                7 Ашин Г. К., Бутенко А. П., Игитханян М. / Народ // Философская энциклопедия: в 5 т. / Под ред. Ф. В. Константинова.— М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.

                8 Шолохов  М.А./ Тихий Дон. Шедевр мировой литературы в одном томе, М, Эксмо, 2016, - 1440с.

                9 Поль Д.В. / Дисс... на соискание степени доктора филологических наук «Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике М.А. Шолохова» М,  ИМЛИ, 2008 - 285с.

                10 Гранатова А А. (ГагановаА.А.) / Творчество, интеллект и 4 мм мозга, - М, Спутник, 2017,- 409с.  

                11 Веселовский А. Н., Шишмарёв В. Ф., / Эпос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.).— СПб., 1890—1907

                12 Психоаналитические термины и понятия: Словарь,  Psychoanalytic terms and concepts / Под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файна. // Архетип (Archetype)// — М.: Класс, 2000.— СС.32—33.— 304с.

                ***  

 ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

 

Анна Анатольевна Гаганова (литературный псевдоним – Гранатова) – доктор философских наук, кандидат филологических наук, литературовед, писатель, журналист, психолог.

Родилась в Москве 10 марта в семье ученых. В школьные годы училась в московской музыкальной школе им. Рахманинова по классу виолончели, а после окончания муз. школы несколько лет играла в любительском симфоническом оркестре. После окончания московской авторской школы «Самоопределение» поступила в МГУ на факультет психологии. В 1994 году окончила факультет психологии, диплом по школьной и возрастной психологии. Во время учебы работала медсестрой в отделении терапии московской больницы №57 и вела рубрику "факультет культуры общения" в газете "Секреты здоровья". Работала младшим научным сотрудником во Всероссийском институте научной и технической информации, (ВИНИТИ РАН, отдел биологии и психологии).

В 1992 году, продолжая учиться на психолога, поступила на факультет прозы Литературного института им. Горького, который окончила с красным дипломом в 1997 году. Диплом представлял собой сборник очерков и рассказов, среди которых особо отмечены были рассказы по теме «драматической медицины» и очерки о Кубе. Во время учебы в Литинституте работала психологом в лагере «чернобыльцев» в кубинском городе Тарара.

После Литературного института работала в изданиях холдинга Юлиана Семёнова "Совершенно секретно". С 1999 по 2003 годы в аппарате пресс-службы на Старой площади, сделала карьеру от рядового сотрудника пресс-службы до Советника по работе со средствами массовой информации вице-губернатора.

После ухода со Старой площади работала политическим обозревателем газеты "Куранты", очеркистом "Литературной газеты", обозревателем газеты "Независимое обозрение", редактором газеты "Россия", тележурналистом канала "Россия", корреспондентом журнала "Итоги", редактором историко-аналитической программы на радио «Говорит Москва», московским корреспондентом в русскоязычной газете "Новый Меридиан" (США). В 2005 г. стажировалась в США по экологической журналистике.

В 2008 году - контракт с издательством «Алгоритм-Эксмо» для подготовки книг в документально-художественном жанре о новейшей российской истории. Книга «Клан Ельциных», изданная «Алгоритмом» в апреле 2008г. и посвященная историческому «перелому» 90-х, имела несколько доп. тиражей и была переиздана в издательстве «Эксмо». Следующая книга «Операция Горби», созданная в жанре исторической беллетристики (2010), посвящалась информационной войне и дипломатии «холодной войны». Обе книги презентовались в торговом доме «Библио-Глобус» и на выставке «Книги России» на ВВЦ.

Член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы и Международной Федерации журналистов

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАГРАДЫ:

2005 – «Золотое перо Руси» (по представлению Московской городской организации Союза писателей России) за лучшую конкурсную работу в номинации «рассказ, эссе, очерк»;

2006 – Берестяная грамота, (МедиаСоюз) за лучший спецпроект в прессе (на базе газеты «Россия») по экологии;
2007 – «Зеркало» (Министерство образования РФ) за лучшую аналитическую статью (на базе журнала «Итоги»);
2008 – «Журналистская Россия» - диплом финалиста (Союз Журналистов России и журнал «Журналист») за представленный на конкурс очерк;

2008 – диплом II степени за представленную на конференцию «Ломоносов» научно-исследовательскую работу по социологии прессы;

2010 – финалист литературного конкурса «Камертон» (эссе «Следы на песке» о ревизии новейшей истории в странах постсоветского пространства). 

вернуться к списку
Общеписательская Литературная газета № 5(102), май 2018
ОЛГ №5/2018 стр.1-2
ОЛГ №5/2018 стр.3-8
ОЛГ №5/2018 стр.9-16
ОЛГ №5/2018 стр.17-21
ОЛГ №5/2018 стр.22-24

Последние обновления:

08.08.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов сердечно поздравляет известного российского писателя, историка и юриста Александра Григорьевича Звягинцева с 70-летним юбилеем и желает ему крепкого здоровья, семейного благополучия и новых творческих достижений!  http://www.m-s-p-s.ru/news/2746

06.06.2018. В городе Видное Московской области прошла церемония награждения московской областной литературной премии имени Евгения Зубова. Это – старейшая и одна из самых престижных литературных премий Московской областиhttp://www.m-s-p-s.ru/news/2745

05.06.2018Чем не устраивает Россия коммерчески успешного российско-грузинского писателя Бориса Чхартишвили (Акунина)? Его книгами завалены все прилавки. Здесь он стал знаменитым и богатым. И хотя его опусы многие резко критиковали, никто ему «творить» не мешал. Если бы его книги не покупали, смог бы он обосноваться во Франции? http://www.m-s-p-s.ru/news/2743

04.06.2018Как прошёл Пушкинский праздник поэзии в Большом Болдино, что интересного увидели там наши поэты, какой подарок преподнесло Международное сообщество писательских союзов музею-заповеднику А.С.Пушкина «Болдино» - об этом читайте в репортаже известной поэтессы Дианы Кан. http://www.m-s-p-s.ru/news/2742

03.06.2018Новый номер журнала «Поэзия. XXI век от Рождества Христова» (№1/2018), выпускаемого в рамках издательской программы МСПС, был представлен на Красной площади. Кто из подмосковных писателей читал стихи на главной площади страны? Как подмосковичи отблагодарили руководство Союза писателей России за возможность работать на стенде Союза? – об этом читайте в статье http://www.m-s-p-s.ru/news/2741

02.06.2018Как живёт русский писатель в провинции? Что сердце его тревожит? Какие думы одолевают? Об этом лучше всего расскажут его дневники. Предлагаем вам фрагмент из готовящейся к изданию книги литературного дневника «Искры потухающих костров. Разворачивая свиток времени» председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова. http://www.m-s-p-s.ru/news/2740

01.06.2018. Писателям с одной фамилией 130 лет на двоих. Народному писателю Чувашии Денису Гордееву – 80 лет, а его дочери – поэту, художнице и журналисту Светлане Гордеевой – 50. http://www.m-s-p-s.ru/news/2739

31.05.2018Вышел из печати очередной номер «Общеписательской литературной газеты» (№ 5, май 2018)http://www.m-s-p-s.ru/news/2737

28.05.2018. Памяти русского поэта и патриота из Днепропетровска, ветерана Великой Отечественной войны, кавалера ордена Богдана Хмельницкого, полковника Николая Милаша. http://www.m-s-p-s.ru/news/2738  

27.05.2018. Исследование романа М.Шолохова «Тихий Дон» и проблемы казачества системным методом, опираясь одновременно на филологию, историю, философию, психологию, этнографию, привело доктора философии Анну Гранатову к интересным выводам, ибо попытка увидеть в казачестве лишь "историю",  или "военное дело", или "фольклор", или "литературные символы" (что сейчас и принято) приводят к поверхностным суждениям. http://www.m-s-p-s.ru/news/2736

25.05.2018. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2018 года стали Владимир Костров, Константин Ковалев-Случевский, Виктор Потанин. http://www.m-s-p-s.ru/news/2734

23.05.2018Кузбасские писатели высказались против чиновничьего бескультурья и диктата. http://m-s-p-s.ru/news/2735

19.05.2018. Очередное общее годовое собрание МСПС: финансовые показатели растут, увеличиваются расходы на издательские программы и помощь писателям. http://www.m-s-p-s.ru/news/2733

18.05.2018. Смердяковы наших дней. Как российские либерал-литераторы поносят Россию в западных СМИ. http://m-s-p-s.ru/news/2732  

17.05.2018. В Казани состоялся творческий вечер видного башкирского писателя-сатирика Марселя Салимова. http://m-s-p-s.ru/news/2731

16.05.2018В Москве открылся Культурный центр Андрея Вознесенского http://m-s-p-s.ru/news/2730

15.05.2018Круглый стол: «Тема подвига в детском литературном творчестве» http://m-s-p-s.ru/news/2729

14.05.2018На скрижалях времени. По страницам литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век». http://m-s-p-s.ru/news/2728

13.05.2018. А полковник-то не настоящий! Поэт Владимир Кучерь (Москва) делится своими впечатлениями о XV съезде Союза писателей России. http://m-s-p-s.ru/news/2727

12.05.2018Леонид БОРОДИН: «СЧИТАЮ СЕБЯ РУСИСТОМ». Интервью главного редактора газеты «День литературы» Владимира БОНДАРЕНКО с выдающимся русским писателем современности Леонидом БородинымК 80-летию со дня рождения Леонида Бородина (1938-2011) (Из архива «Дня литературы» №4(68),  2002 г.) http://m-s-p-s.ru/news/2726

11.05.2018. Беспрецедентное для постсоветских стран по уровню поддержки писателей и литературы Постановление подписал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев. Многие российские писатели мечтают о чём-то подобном. Правда, когда наше государство в лице советника Президента России В.И. Толстого предложило на XV съезде Союза писателей России избрать председателем Союза Сергея Шаргунова, большинство делегатов с негодованием отвергли это предложение, лишив себя и обещанной материальной помощи.Странные люди – наши писатели (прежде всего, делегаты Съезда): с одной стороны постоянно упрекают государство в отсутствии помощи, а с другой стороны «плюют в руку», предлагающую эту помощь…  http://m-s-p-s.ru/news/2725

11.05.2018. Народный поэт Узбекистана Сирожиддин Саййид возглавил Союз писателей Узбекистана и будет воплощать в жизнь беспрецедентную по масштабам программу поддержки писателей, принятую накануне Президентом Республики.  http://m-s-p-s.ru/news/2724

10.05.2018. Станислав Куняев рассказывает о том, как Вячеслав Огрызко (главред «Литературной России») де-факто стал идеологом нынешнего Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2723

09.05.2018. Гениальная эпитафия Сергея Михалкова «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» – история создания. http://m-s-p-s.ru/news/2722  

08.05.2018Поэтессы-казачки представили свои стихи на презентации альманаха «Казачка» – первого в истории России поэтического сборника женской казачьей поэзии. Читайте репортаж об этой презентации, а также исторический экскурс, посвящённый русским казачкам.  http://m-s-p-s.ru/news/2721

07.05.2018При организационной поддержке Нижегородской областной организации Союза писателей России подготовлена к печати книга «Гражданская война и Нижегородский край» http://m-s-p-s.ru/news/2720

06.05.2018. Новым председателем Союза писателей Казахстана избран поэт Улугбек Есдаулет. http://m-s-p-s.ru/news/2719

05.05.2018Известный прозаик, Секретарь Союза писателей России, вице-президент Международной ассоциации прокуроров Александр Звягинцев представил в Совете Европы фильм Константина Хабенского "Собибор", в котором сам выступил в качестве креативного и ассоциативного продюсера. http://m-s-p-s.ru/news/2718

04.05.2017Первое Всероссийское собрание маринистов – деятелей литературы и искусства. http://m-s-p-s.ru/news/2717

03.05.2018Вышел в свет первый в 2018 году номер журнала нижегородской писательской организации «Вертикаль. ХХI век» (№ 53, 2018 г.) http://m-s-p-s.ru/news/2716

02.05.2018Оренбургскую областную писательскую организацию возглавил Владимир Напольнов. http://m-s-p-s.ru/news/2715

01.05.2018Военные писатели в Доме Ростовых. http://m-s-p-s.ru/news/2714  

30.04.2018Своими впечатлениями о XV съезде Союза писателей России делится председатель Правления Волгоградской региональной организации Союза писателей России Александр ЦУКАНОВhttp://m-s-p-s.ru/news/2713

29.04.2018. Книга "Приключения барона Мюнхгаузена на Полюсе холода", написанная главным редактором «Общеписательской литературной газеты», поэтом, прозаиком и драматургом Владимиром Фёдоровым, успешно продаётся в Германии и других странах (через интернет-магазин Amazon).  http://m-s-p-s.ru/news/2712

28.04.2018. Новый издательский проект МСПС и Московской областной организации Союза писателей России – альманах «Казачка». http://m-s-p-s.ru/news/2711

27.04.2018Газета «Московский комсомолец» опубликовала рецензию на роман Ивана Переверзина «На ленских берегах». http://m-s-p-s.ru/news/2710

26.04.2018«Первые». Премьера фильма по пьесе главного редактора «Общеписательской литературной газеты» Владимира Фёдороваhttp://m-s-p-s.ru/news/2709

25.04.2018Вышел из печати очередной номер «Общеписательской литературной газеты» (№ 4, апрель 2018). Обзор номера и ссылка для скачивания. http://m-s-p-s.ru/news/2708

24.04.2018. Обзор литературного журнала «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» (журнал нижегородских писателей) № 52, 2017 год http://m-s-p-s.ru/news/2707 

23.04.2018. Русский мiръ в Риме. О выставке в Италии выпускников Академии Ильи Глазуноваhttp://m-s-p-s.ru/news/2706  

23.04.2018. Крепость талантов «Сухумской крепости». В МСПС прошла презентация сборника стихотворений поэтов Абхазии «Сухумская крепость» на русском языке, изданного в рамках литературного проекта МСПС «Поэты в переводах». http://m-s-p-s.ru/news/2705

22.04.2018. Два с лишним года продолжается разнузданная травля пятнадцати старейших и самых авторитетных писателей Оренбуржья. Что же ставят им в вину, чем они так насолили нынешнему руководству Союза писателей России? Об этом рассказывает оренбургский поэт Виталий Молчанов. http://m-s-p-s.ru/news/2704

21.04.2018. Депутат Госдумы и известный писатель Сергей Шаргунов выступил на всеармейском съезде писателей  http://m-s-p-s.ru/news/2703

20.04.2018. Библиотека имени Н.А. Некрасова открыла новый сайт своих оцифрованных фондов http://m-s-p-s.ru/news/2702

19.04.2018. Электронное издательство Bookscriptor учредило литературную премию http://m-s-p-s.ru/news/2701

18.04.2018. Историк Алексей Толочко: «История любит мерзавцев» (почему попытки пропустить украинскую историю через националистический фильтр во многом объясняет случившуюся в стране трагедию) http://m-s-p-s.ru/news/2700

17.04.2018. Писатель-орденоносец из Челябинской области Александр Ушков о событиях вокруг XV съезда Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2699

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Окончание статьи http://m-s-p-s.ru/news/2698

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Начало статьи http://m-s-p-s.ru/news/2697

15.04.2018. Исполком МСПС поздравляет Андрея Дмитриевича Дементьева с вручением ему литературной премии Минобороны России! http://m-s-p-s.ru/news/2696

14.04.2018. Стартовал Всероссийский конкурс "Самый читающий регион" – 2018 http://m-s-p-s.ru/news/2695

13.04.2018. Международный литературный форум «Славянская лира-2018» (Беларусь-Россия-Украина) приглашает http://m-s-p-s.ru/news/2694  

12.04.2018. Памятник писателю Ивану Тургеневу установят в Москве в Хамовниках http://m-s-p-s.ru/news/2692

11.04.2018. В рамках издательской программы МСПС (проект МСПС «Поэты в переводах») в издательстве «У Никитинских ворот» издан сборник абхазских поэтов «Сухумская крепость» http://m-s-p-s.ru/news/2691

11.04.2018. В издательстве «АСТ» вышел сборник малой прозы 1-го заместителя председателя Союза писателей России, депутата Госдумы России Сергея Шаргунова «Свои». Среди героев — как знаменитые предки автора Русановы, так и совершенно посторонние люди. «Потому что все — свои. Потому что всех жалко». О памяти, «головоломке и наставнице», судьбе, ее превратностях и чудесах человеческой стойкости – беседа с писателем http://m-s-p-s.ru/news/2690

10.04.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов поздравляет легенду отечественной журналистики Мэлора Стуруа с 90-летием, желает ему многая благая лета и публикует его новую статью о необычных встречах в Лондоне с Анной Ахматовой и Мариэттой Шагинян http://m-s-p-s.ru/news/2689

10.04.2018. Новости премиального процесса: «Объявлен короткий список соискателей премии «Национальный бестселлер» - 2018» и «Опубликован короткий список номинантов литературной премии Норы Галь 2018 года» http://m-s-p-s.ru/site/41

09.04.2018. Илья Резник вызвал на поэтическую дуэль Андрея Дементьева http://m-s-p-s.ru/news/2688

07.04.2018. Законопроект о замене 50-летнего срока охраны авторских прав произведений, срок которых не истек к 1 января 1993 года, на 25-летний срок действия авторского права внесен в Госдуму депутатом Олегом Смолиным (КПРФ) http://m-s-p-s.ru/news/2687

06.04.2018. Что происходит с Домом Ростовых (усадьбой Соллогуба) - памятником культуры федерального значения? Ремонтируется ли он? Каковы перспективы усадьбы, в которой располагается Международное сообщество писательских союзов? Об этом - в трёхминутном репортаже программы "Вести" на главном телеканале страны "Россия-1"   http://m-s-p-s.ru/news/2686

04.04.2018. Награды победителям – издание книг в издательской программе МСПС!  Литературный конкурс имени Сергея Михалкова ждёт ваши книги http://m-s-p-s.ru/news/2685

03.04.2018. В рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов вышло собрание сочинений известного мастера слова Ивана Савельева http://m-s-p-s.ru/news/2684

02.04.2018. Не могу молчать! Член Союза писателей СССР (ныне России) с 1977 года Елена Иванова (г. Ставрополь) делится своими впечатлениями о XV съезде СПР http://m-s-p-s.ru/news/2683

29.03.2018. Без надежды на обновление. Член Союза писателей России из Оренбурга Александр Филиппов делится размышлениями об итогах XV съезда СПР http://m-s-p-s.ru/news/2682

29.03.2018. Известный писатель и депутат Госдумы Сергей Шаргунов встал на защиту украинцев, спасающихся в России от преследования украинских силовиковhttp://m-s-p-s.ru/news/2681

29.03.2018. Мнение председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова о XV съезде СПР  http://m-s-p-s.ru/news/2680

28.03.2018. Поэт Диана Кан высказывает своё мнение о XV съезде Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2679

27.03.2018. Станислав Куняев отвечает Николаю Иванову на его заметку о съезде от 22.03.2018  http://m-s-p-s.ru/news/2678

20.03.2018 - 26.03.2018. Станислав Куняев о съезде так называемых "победителей" - XV съезде Союза писателей России:

часть 1 http://m-s-p-s.ru/news/2669 ;

части 2, 3 и 4   http://m-s-p-s.ru/news/2673 ;

часть 5  http://m-s-p-s.ru/news/2674 ;

часть 6   http://m-s-p-s.ru/news/2675;

окончание http://m-s-p-s.ru/news/2676 .

20.03.2018. Роман Ивана Переверзина «На ленских берегах» увидел свет во всемирной серии «100 лучших романов» в издательстве «Вече»  http://m-s-p-s.ru/news/2668

   
Адрес: Москва, ул. Поварская, 52
Тел.:+7 (495) 691-64-03
E-mail: povarskaja-52@mail.ru
создание сайтов
IT-ГРУППА “ПЕРЕДОВИК-Альянс”